Начался второй тур литературного конкурса «ПоЭдинок», проходящего на ГТРК «Новосибирск», первой половиной которого остались недовольны многие его участники.
Пожалуй, самое интересное, что можно сказать о первом туре конкурса «ПоЭдинок», — это то, что из борьбы выбыли три известных новосибирских поэта. И если молодая Александра Магзянова достойно проиграла маститой Юлии Пивоваровой, то еще два автора (Святослав Одаренко и Станислав Михайлов) по итогам зрительско-слушательского голосования не справились с явно более слабыми соперниками.
Юрий ТАТАРЕНКО, поэт, журналист, литературный консультант, член экспертного совета:
— По итогам отбора в конкурсе оказались как широко известные и успешно зарекомендовавшие себя поэты, так и совсем не знакомые мне авторы. Пары первого тура, будучи независимым экспертом конкурса, я принципиально не оценивал — приглашен организаторами судить второй тур. Одну из дуэлей прокомментировал в прямом эфире, уровень текстов не впечатлил. Вылет Станислава Михайлова на ранней стадии конкурса считаю сенсационным, посмотрим, как долго продержатся другие корифеи. Самая сильная и ровная пара: Юлия Пивоварова — Александра Магзянова. И если на недавнем слэме Саша в финале расправилась с Юлей, то в этот раз Пивоварова взяла реванш. Порадовала упорная борьба практически в каждой паре — но это неудивительно: на слэмах нередко все решает единственный голос преимущества. Что огорчило? Безусловно, скандал с аннулированием результатов поединка с участием Святослава Одаренко. Не хочется, чтобы поэтический турнир превращался в конкурс по числу лайков — когда после настойчивых просьб поэта проголосовать за него в дело вступают друзья его друзей, а то и вовсе случайные прохожие… Возможно, ситуацию исправило бы правило: голосует лишь тот, кто посмотрел дуэль от начала до конца — в записи или в прямом эфире.
Так или иначе, к началу второго тура в игре осталось 12 человек. Но самое интересное во второй половине коллективной дуэли — это то, что поменялись правила конкурса и изменились форматы. Победителям интернет-голосования первого тура на этом этапе предстоит рассказать о себе, продемонстрировать свои первые произведения, написать посвящение сопернику и представить публике лучшее стихотворение из своего творчества. Среди сюрпризов — конкурс «Блиц», где участникам нужно показать свою эрудицию и ответить на вопросы ведущих, и изменения в системе оценки: теперь к голосам болельщиков прибавится мнение экспертного жюри — это оценки семи участников экспертного совета.
Зато музыка, на фоне которой поэты читают свои произведения, будет продолжать звучать до самого финала. Ирина Рудковская, начальник службы радиовещания ГТРК «Новосибирск», подводя в эфире итоги первого круга, пояснила, что, как и большинство идей, и эта лежала на поверхности, витала в воздухе, но для ее претворения в жизнь потребовалась помощь множества людей, в том числе и молодых музыкантов из консерватории. «Наша площадка должна была стать таким местом, где «заиграет» абсолютно все. Отсюда появилось и музыкальное сопровождение — ведь эмоциональное воздействие слова совместно с музыкой всегда сильнее».
Насчет музыкального фона могут быть и другие мнения: к примеру, что музыка иногда попросту мешает расслышать все слова в стихотворении, а иногда совершенно не совпадает с гармонией текста. С другой стороны, почти всем, например, понравилось виолончельное сопровождение одной дуэли.
Михаил ЩУКИН, главный редактор журнала «Сибирские огни», член экспертного совета:
— Впечатление двоякое. Я считаю, что все, что связано с пропагандой литературы, с пропагандой чтения, всегда идет на пользу. И идея поэтического поединка — тоже. Но по качеству есть большие вопросы. Авторы очень разные, и если о стихах одних можно говорить всерьез, то о других и сказать-то нечего. Я хорошо понимаю организаторов, которые хотели сделать масштабный проект, но вот результаты иной раз просто удивляют, мягко говоря. Основная причина, я думаю, в том, что планка уровня поэзии сейчас очень низкая, а огромное количество поэтических мероприятий вольно или невольно опускает ее еще ниже, еще ближе к уровню художественной самодеятельности.
Самое честное голосование в первом туре, как многие отмечают, было у Пивоваровой и Магзяновой, поскольку ни та, ни другая за себя в соци- альных сетях не агитировали и набрали примерно по сотне голосов. Если бы все дуэли были такого качества, считают некоторые члены экспертного совета, и сам проект бы получился поинтереснее, ведь даже ведущие в ходе этой встречи строили диалог уже на нормальном адекватном, а не шутовском уровне.
Скандал вокруг дуэли Святослава Одаренко и Анны Озерцовой возник в связи с каким-то «сетевым вбросом», после чего результаты голосования «по правилам внутреннего регламента» обнулили в полночь накануне подведения итогов. Технические специалисты ГТРК провели настоящее расследование, в ходе которого выяснилось, что произошла атака на сайт, в результате чего стали некорректно меняться не только результаты голосования, но даже структура самого сайта.
Это, к счастью, был единичный случай, который руководство компании объяснило интересом к конкурсу глобальной сети интернета, но вопрос критериев и технических возможностей оценки поэзии все равно остался нерешенным. Конечно, мужество никому не известных девушек и тетенек, никогда не публиковавших свои стихи и сроду не выступавших на публике, вызывает уважение, но ведь структура интернет-голосования очень специфическая, там все зависит вовсе не от качества стихов, а от количества друзей в сети. И в итоге выстраивается некая схема квазидемократии.
Антон МЕТЕЛЬКОВ, поэт, литературный консультант, член экспертного совета:
— Вообще-то, я не против таких инициатив, которые расширяют границы любителей поэзии, хотя этот круг, конечно, не может быть широким: нам не удалось зазвать даже четверть приличных поэтов города. Поэтому уровень большинства участников… как бы это сказать… сомнительный. А вторая проблема — это схема голосования. На одном из первых совещаний я так и сказал: «Победит тот, у кого в сети самый сильный паблик рилейшн». И во что это вылилось, можно было наблюдать на примере дуэли Владимирова и Михайлова. Зато стало видно, насколько поэзия близка, понятна и нужна людям в городе: она не близка, не понятна и не нужна. У многих есть претензии к ведущим, а у меня к ним особых претензий нет: они работают в заданном формате и отзеркаливают то, что происходит в студии.
А происходит именно это: до смешного маленькое количество проголосовавших (в среднем человек по 200 на каждого поэта) и крайне низкое число заявок, изначально поступивших на конкурс (52 человека). Правда, что касается последней цифры, то шеф-редактор службы радиовещания ГТРК и ведущий «ПоЭдинка» Александр Винокуров поделился своими жизненными наблюдениями, сказав, что такие скромные показатели вообще присущи многим конкурсам, люди у нас в стране в большинстве своем очень осторожны и не уверены в себе.
По какой причине известные новосибирские поэты согласились участвовать в поэтических дуэлях с начинающими авторами и с немолодыми графоманами — не вполне понятно. Кто-то высказывает банальное подозрение, что они купились на денежный приз, переоценив свои шансы, кто-то говорит, что они пришли просто за компанию. В любом случае такое нелогичное соседство вызывает некое эстетическое недоумение. Зря, что ли, еще Пушкин писал: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»…
Станислав МИХАЙЛОВ, поэт, участник конкурса:
— Во втором туре ввели новое правило в голосовании, но при наличии таких участников ничего ведь не изменится. Даже ведущие уже устали, запас дежурного юмора истощился, не наблюдается даже какой-то занимательной графомании, как-то все плоско и пошло. В сочетании с убожеством фонетическим и мировоззренческим. Даже Владимиров, которому я проиграл, он по крайней мере владеет версификацией, хоть и пишет тексты, явно ориентированные на то, чтобы понравиться дамам в компании. Хотя дело здесь не в организаторах, а в зрителях. Вот недавно проходил очередной городской поэтический слэм, так там было все то же самое, публика так же ничего не понимает. Такое впечатление, что если бы им предлагали на выбор мороженое и… скажем так, антимороженое — они бы всегда выбирали вот это последнее.
Конкурс «ПоЭдинок» был придуман и организован ГТРК «Новосибирск» при поддержке регионального Министерства культуры и государственной областной научной библиотеки. Подобного проекта у нас в городе ни на радио, ни на телевидении пока еще не было, так что, немного покритиковав организаторов за явные недостатки, конечно, нельзя их и не похвалить за суровый и дерзкий характер «первопроходцев».
Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»
P.S. Взглянув на ситуацию спустя пару месяцев, автор текста вынужден признать, что он несколько переделикатниал в свойственной ему деликатности, поскольку сложившуюся ситуацию внутри и вне конкурса можно охарактеризовать разве что выражением Швондера «Это какой-то позор». По крайней мере, в газете «Новая Сибирь» об этом экспериментальном мероприятии мы больше писать не будем, дабы избежать никому не нужных эксцессов.