Счастье по своевременному рецепту

0
1800

Театр «Красный факел» закрыл февраль премьерой на большой сцене. Комедию «Люди своевременных взглядов» по рассказам популярного российского писателя Александра Цыпкина поставил режиссер Александр Созонов, возглавивший недавно Ярославский драмтеатр. В роли Автора в первых показах выступил сам литератор — это был дебют в новом амплуа и маленькое премьерное хулиганство. А с марта зрители смогут наблюдать истории из жизни своевременных людей исключительно в исполнении густонаселенной труппы «Красного факела».

Александр Цыпкин – российский писатель, драматург, сценарист, создатель бестселлеров, вышедших совокупным тиражом более 350 000 экземпляров. Произведения беллетриста уже ставились на театральных сценах Москвы и Петербурга, но до Сибири добрались впервые. И, по собственному признанию Александра Цыпкина, новосибирский спектакль покорил его своей основательностью: «Я испытываю чувство гордости и радости. Я начинающий драматург, а “Красный факел” ‒ культовый театр. Это один из самых масштабных спектаклей из всех, что у меня были. Я не ожидал того, что в Новосибирске каждый рассказ будет сопровождаться полной сменой декораций, и на сцене будет происходить множество событий. На репетициях я сидел с отвисшей челюстью. Я-то привык, что все скромно: спокойно поговорили и ушли. А в “Красном факеле” подошли к вопросу с размахом».

Воплощая истории из своевременной жизни, внушительная квадратура большой сцены ловко превращается в блестящее пространство модной вечеринки, ностальгически преображенный «далекий огромный город, лучше которого и нет на свете», алеющий кумачом чиновничий кабинет или уютную «нору» обывателя. Волшебными усилиями бутафоров здесь зацветают деревья, бегут поезда, разбиваются парки, и холеные фикусы соревнуются в суровой витальности с собаками всех мастей. Богатые и знаменитые швыряются словами, сорят деньгами, пьют дорогое игристое и созерцают искусство. Товарищи попроще зуб дают на холодец и прикладываются к сорокоградусной, а граждане без претензий, но с характером братаются самоплясом в пузатых лубочных бутылях. Все много говорят, временами поют и получают на свою голову то реприманд, то камуфлет, то просто приятную неожиданность.

В финальную версию комедии «Люди своевременных взглядов вошло шесть рассказов Александра Цыпкина. «Трагическое недоразумение» автор трактует как сатиру, восходящую к социальным изысканиям классиков позапрошлого века и вместе с тем апеллирующую к современным реалиям — абсурдным идеям, которые вдруг приходят на ум руководству вымышленного города Каратовска. «Чеширский кот с окровавленной бензопилой» и «Капсула правды» соединяют две истории про плута и мошенника Славика-не-звезди, в которых непробиваемые обитатели Патриков и постоянные герои «Антиглянца» не только плачут, но и оказываются нежными и ранимыми людьми. В «Русском экстазе» иностранный студент не без последствий для здоровья познает все прелести чуждого менталитета. В «Любви за две копейки» занятные приключения молодого шведа в Москве 1990-х лирически преобразуются в историю несложившейся любви. А в «Фаусте» — зритель погружается в романтику новых отношений, которые возникают в самый неловкий момент, зато сулят большие душевные перспективы.

Выбор текстов остался за режиссером спектакля, однако автор с решением постановщика согласился. «Очень сложно среди 120 гениальных рассказов выбрать шесть, но в этом спектакле соблюден баланс. Есть и сатира в адрес наших чиновников, и сюжеты про любовь, и рассказы про моего любимого героя Славика. Все тексты звучат близко к оригиналу, но самое важное, что люди выйдут со спектакля чуть добрее и счастливее. Поводов для счастья сегодня немного. Их надо искать, и мне кажется, что задача театра сегодня – как раз помочь людям стать счастливее», — манифестирует Александр Цыпкин.

«Люди своевременных взглядов» – это своеобразный альманах комических историй, наполненных юмором и говорящих со зрителем о знакомых каждому обстоятельствах. Связывает истории воедино — Автор, а рассказывают сюжеты из современной жизни двадцать артистов театра «Красный факел». В премьерных показах актерский состав был расширен. Александр Цыпкин вышел на сцену в роли самого себя. «Присутствие автора на сцене ‒ это хулиганство, — подчеркнул режиссер спектакля Александр Созонов. — Уникальная акция для новосибирского зрителя. Мы решили посмотреть, а что будет если автор выйдет в качестве камео? Мне кажется, это была классная идея».

«Это мой первый опыт работы в качестве актера в театре. Я раз четыреста читал со сцены свои рассказы, но роль в спектакле исполняю впервые, — подчеркнул Александр Цыпкин на встрече с журналистами перед премьерным показом спектакля. — Как артист я волнуюсь. Я не люблю дилетантизма. Достаточно того, что я писатель-дилетант, и согласился сыграть роль только потому, что у меня, по сути, камео. Я выучил текст, выйду на сцену в нескольких эпизодах, выполню указания режиссера и ретируюсь».

Режиссер спектакля Александр Созонов отмечает, что, несмотря на довольно дерзкий юмор писателя Цыпкина, комедия получилась интеллектуальной, при этом каждый вошедший в альманах рассказ нашел свое драматическое разрешение. Кому-то повезло с хэппи-эндом, кому-то не совсем, но так всегда и бывает, когда речь идет о «рецептах счастливой жизни», которые, как известно, у каждого свои.

«Во всех своих последних проектах я руководствуюсь одним законом: спектакль должен давать рецепты счастливой жизни, которых нам сейчас так не хватает, — рассказывает режиссер спектакля Александр Созонов. — Мне кажется, у Цыпкина, несмотря на хардкор и остроту, есть такая суперкоммунистическая интенция о том, что можно и нужно договариваться, нужно принимать партнера и самого себя, можно находить друга там, где, казалось бы, его невозможно найти. У каждого времени свой Довлатов, Зощенко, Ильф и Петров. Есть подозрения, что Саша Цыпкин шажочек в эту сторону точно сделал».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктор ДМИТРИЕВ

 

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.