В Новосибирске прошла Лаборатория академической режиссуры, руководителем которой стал Сергей Афанасьев. 12 молодых режиссеров из России и Казахстана встретились с мастером, чтобы посмотреть и проанализировать его новые спектакли, обменяться опытом и поработать над режиссерским разбором трагедии Шекспира «Отелло» в переводе Бориса Пастернака.
Режиссерские лаборатории ‒ одна из уникальных форм творческой работы, ставшая брендом Союза театральных деятелей, известным далеко за пределами страны. В разные годы лаборатории возглавляли выдающиеся деятели отечественного театра, а участниками неизменно становились молодые перспективные режиссеры, режиссеры-педагоги и руководители российских и зарубежных театров. Концепция авторских образовательных программ не теряет актуальность по сей день, поэтому каждый год ведущие режиссеры страны собирают под своим крылом творческих единомышленников.
Лаборатория академической режиссуры под руководством Сергея Афанасьева ‒ история долгоиграющая и не рассчитана на быстрый результат. По замыслу организаторов – Кабинета драматических и национальных театров СТД РФ (Москва), на старте проекта формируется постоянная команда, которая будет в течение нескольких театральных сезонов встречаться и работать с мастером в формате ежегодных стажировок. Первая встреча участников лаборатории Сергея Афанасьева прошла в Новосибирске в 2018 году. Через год команду ждал гостеприимный Сочи. В пандемическом 2020-м связь пришлось держать по Zoom. Затем на карте проекта возник Горный Алтай, а этим летом всех познающих тонкости академической режиссуры вновь встретила столица Сибири.
«Лаборатория академической режиссуры – это лаборатория саморазвивающейся, самообучающейся режиссуры, способной корнями уходить в историческое прошлое, очень точно и живо отражать настоящее и давать надежду на будущее, — подчеркивает режиссер и руководитель авторской образовательной программы Сергей Афанасьев. — Лаборатория академической режиссуры – это школа, которая сегодня противостоит дилетантизму и пытается убедить всех, кто хочет заниматься театром, что академическое образование, тем более режиссерское ‒ это есть основа, на которой живет, расцветает и воспитывается ваш талант. Принцип “я так делаю, потому что я так вижу” ‒ уже не работает. Воинствующий дилетантизм заводит в тупик, поэтому я предлагаю вернуться сегодня к изучению коренных исторических традиций нашего театра ‒ уникального художественного, эстетического и духовного явления мировой культуры ‒ и попытаться пропагандировать его всеми возможными способами, но не отменяя при этом никаких других поисков и экспериментов в области театра. Бесконечная толерантность академической режиссуры ко всякой другой режиссуре и есть один из главных принципов ее живости и саморазвития».
География участников лаборатории, что называется, широка. От Новосибирска ‒ выпускники режиссерской мастерской Сергея Афанасьева в НГТИ ‒ Анна Зуева, Дарья Супрунова и Петр Владимиров. Иногородние резиденты представляют Вологду, Ижевск, Барнаул, Липецк, Омск, Пермь, Нижний Новгород, Алматы и Санкт-Петербург. Многие режиссеры пришли в профессию из актерского направления и испытывают потребность в академических знаниях и профессиональном общении.
Образовательная программа, выстроенная Сергеем Афанасьевым, затрагивает самые важные аспекты профессии режиссера ‒ метод действенного анализа, переход от застольного периода к периоду работы на сценической площадке, анализ пьесы и его значение в работе режиссера с актерами. В дни лаборатории режиссёры-участники трижды посетили Новосибирский городской драматический театр, в котором увидели премьерную постановку мастера «Анна и Левин», спектакль «Горе от ума» и «Королева Гвендолин» (режиссер ‒ Анна Зуева). Прослушали лекцию «Как понимать искусство театра», подготовленную ректором НГТИ Василием Кузиным и проректором Яной Глембоцкой. Посетили с экскурсией новое здание Театра под руководством Сергея Афанасьева, где вышла на завершающую стадию реконструкция внутренних интерьеров и уже проводятся репетиции репертуарных спектаклей. И, конечно, посвятили немало часов главной теме лаборатории ‒ драматургии Уильяма Шекспира. Под руководством мастера участники провели читку и произвели подробный режиссерский анализ пьесы «Отелло».
«Режиссерский метод, который мы углубленно изучаем при содействии Сергея Николаевича, называется “метод действенного анализа” и считается краеугольным камнем русского психологического театра ХХ века, — поделился впечатлениями о работе Лаборатории академической режиссуры резидент образовательного проекта Ростислав Семенихин (Липецк). — Это метод разбора пьесы, который режиссер совершает перед тем, как выходить к артистам. Углубившись в пьесу, нужно определить исходное событие, разобрать по событиям все действие, исходя из этого определить музыкальное оформление, пространственное решение, свето-шумовой рисунок и таким образом сформировать замысел. Это классический способ режиссерской работы, в котором нет ничего случайного, который гарантирует художественную стройность и внутреннюю логику спектакля и которым сегодня владеет все меньше людей. И именно им мы укрупненно занимаемся с Сергеем Николаевичем, потому что он – владеет! Это уже четвертая встреча нашей лаборатории в этом составе. И каждая из них отличается от другой. Это дает новую энергию и ориентир для того, чтобы понять, куда идти и как развивать русский психологический театр в современных реалиях».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Ольги ИЛЮШНИКОВОЙ