Шедевры живописи из бронированного вагона

0
2286

В год своего векового юбилея Новосибирский краеведческий музей встречает портреты знаменитых московских художников. 

В НОВОСИБИРСКОМ государственном краеведческом музее открылась выставка «Портрет в перспективе». Выставочный проект собрал в одном пространстве шедевры русской живописи из фондов Музея В. А. Тропинина и работы из собрания новосибирского музея, наглядно продемонстрировав портретную историю трех веков. Привезенная в столицу Сибири из Москвы экспозиция стала продолжением большого регионального проекта, который стартовал в январе 2020 года в Воронеже. Продвигаясь по стране, выставка объединила столицы Черноземья, Сибири и России, позволила сотрудникам Тропининского музея изучить коллекции ведущих региональных институций и адаптировать материал под конкретный музей, в интерьерах которого экспонируются работы.

«Портрет в перспективе» — совместный проект Музея В. А. Тропинина, московских художников его времени и Новосибирского государственного краеведческого музея. На выставке представлено 39 работ, хронология которых охватывает сразу три столетия (со второй половины XVIII века до 50-х годов ХХ века) и позволяет наглядно представить историю развития русского портретного искусства. «Мы постарались подобрать портреты таким образом, чтобы показать всю линейку, начиная с XVIII века, когда из парсуны вдруг возник настоящий живописный портрет, и заканчивая серединой прошлого столетия, когда портрет из русского закономерно превратился в советский, — рассказывает директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Шаповалов. —  При этом роли в проекте распределились понятным образом. Музей Тропинина привез к нам XVIII и XIX век, настоящие шедевры с громкими именами. Мы же добавили всего три работы, которые относятся к советскому периоду, и это именно то, что с нашей точки зрения является и хорошим портретом, и хорошей живописью, и хорошим историческим знаком».

Для московского Музея Тропинина путешествие в Новосибирск — первый передвижной выставочный проект после карантина. На подготовку события ушло девять месяцев, три из которых — вынужденная коронавирусная пауза. Открыть «Портрет в перспективе» планировалось еще в мае — к очередному старту международной культурной акции «Ночь в музее». В колонном зале уже было подготовлено специальное пространство и конструкции, в московском музее томились в ожидании отправки картины известных художников, однако стыковку двух вселенных пришлось проводить дистанционно — в онлайн-режиме. Только недавнее снятие ограничений позволило Новосибирску принять в своих интерьерах коллег из Москвы, что, кстати, не смогла себе позволить Северная столица: визит портретов в Санкт-Петербург пришлось отложить на год.

«Для нас большая честь побывать в Новосибирске, — признается директор Музея В. А. Тропинина Ольга Журавлева. — Поверьте, реализовать такой масштабный и серьезный проект с передвижением ценностей из столицы России в столицу Сибири — непростая логистическая операция. И я хочу поблагодарить краеведческий музей за то, что все организационные работы были выполнены в том объеме, который мы изначально оговаривали. Здесь созданы беспрецедентные условия — и по безопасности, и по экспонированию. Это очень важно, потому что мы привозим произведения искусства, которым как минимум два века. Это очень ценный хрупкий груз, и вот в специальном бронированном вагоне он прибыл из Москвы в Новосибирск. Совершенно ни одна вещь не пострадала, что подтверждают и наши специалисты, и реставраторы музея, в котором наши картины теперь находятся».

Бронированный вагон в данном случае не впечатляющий образ, а распространенная музейная практика. Решение о перевозке шедевров принимается хранителями участвующих в проекте музеев совместно со страховой компанией. «Такой серьезный бросок в Сибирь у наших картин впервые, — уточняет Ольга Журавлева. — На небольшие расстояние картины могут путешествовать на машине, а за границу  — в основном самолетом. Шедевры передаются на ответственное хранение. Соблюдаются серьезные меры безопасности. Но главное здесь, что традиция передвижной выставки жива, и это очень важно для самого музея. Когда ваша коллекция описывается специалистами другого музея и живет в новом пространстве в партнерстве с новыми вещами, вы иначе осознаете свое собрание».

НОВОСИБИРСКИЙ краеведческий музей «товарное соседство» проработал до мелочей. Экспонаты Музея Тропинина, обычно проживающие в ампирном особняке XIX века, оказались в сердце стилистически созвучного исторического здания — бывшего Городского торгового корпуса, построенного в 1911 году в центре Ярмарочной площади Новониколаевска архитектором Андреем Крячковым. При этом просторный колонный зал, превышающий по квадратуре выставочные площади Тропининского музея, был гармонично адаптирован под привычное московской коллекции камерное пространство, а завершающую общий образ внутренних интерьеров старинную мебель достойно заменили парящие над выгородками классические колонны и потолки с лепниной. Фактически специалисты НГКМ выстроили музей в музее, которому предстоит функционировать на протяжении ближайших трех месяцев — с 11 сентября по 6 декабря.

«Пространство, предоставленное нашим полотнам в Новосибирске, выше всяких похвал, — признается директор Музея Тропинина Ольга Журавлева. — Этот зал удивительно подходит запечатленным на портретах лицам. О таком можно только мечтать. Наши шедевры прекрасно видны. Они точно и правильно освещены, поэтому кажутся живыми. Свет выверен буквально по люменам, что очень важно для полотен конца XVIII века, большинство из которых отличает очень темная колористика. Соблюден температурно-влажностный режим. Используется жесткая повеска — ни одного отвлекающего тросика вы здесь не увидите. Продуманы расстояния. Можно приблизиться к картинам, можно отойти подальше. Можно начать с XVIII и прийти к XX веку, можно выбрать обратную хронологию. Можно пройти по кругу. Можно придумать свой собственный путь. Но какой бы маршрут вы ни выбрали — вы все равно увидите, как меняются со временем лица, и, конечно, узнаете, кем были эти люди».

Музейная прогулка сквозь столетия сулит знакомство с самыми разными персонажами. На выставке экспонируются портреты императриц и Героев Советского Союза, знатных особ и безвестных старух, светских львиц и влиятельных сановников, похожих на взрослых детей и испещренных морщинами стариков, написанные как величайшими русскими художниками, так и малоизвестными мастерами живописи. На выставке можно увидеть работы Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова, Василия Тропинина и оказавших влияние на русских живописцев Луи Каравака, Карла Лаша, Дамона Ортолани. Собранные вместе полотна, как утверждают музейщики, составляют своеобразную социально-историческую панораму жителей России. Оценить масштаб привезенных в Новосибирск сокровищ позволяет расширенный этикетаж: каждое полотно сопровождается краткой биографической справкой о художнике и его модели.

«Портрет — это всегда человек, — подчеркивает директор Музея Тропинина. — И на этой выставке посетители могут увидеть, что происходило с человеком с течением времени. И авторы, и портреты выбирались не по принципу узнаваемости лиц, а по тому, каким образом шло развитие портретной живописи. От официальных портретов конца XVIII века, где главенствуют темные краски и подчеркивается отношение портретируемого к определенному социальному этажу, к портретам, на которых уже присутствует художественность, колористика, сюжетная композиция. Если изначально портрет был доступен только коронованным особам и знати, то постепенно жанр начинается спускаться к другим слоям населения и доходит до реалистичного народного портрета. Если прежде мы видели на каждом портрете запечатленное по канону лицо, то со временем лица заслужили того, чтобы быть изображенными с характером, индивидуальностью, определенной позой»

В экспозиции доминирует сбалансированная галерейная развеска, и только в одном случае музейщики решили скомпоновать портреты шпалерным способом. Большинство портретов экспонируются традиционным образом без стекла, но есть и исключения. «Несколько портретов представлены под стеклом. Они так и хранятся. Это решение хранителей, продиктованное вопросами безопасности и полезности для картины, — поясняет Ольга Журавлева. — Стоит отметить, что это особое стекло, работа с которым требует освоения сложной технологии. Оно не мешает посетителям смотреть произведения, но при этом защищает. Развеска выполнена на таком уровне, чтобы общение с шедевром было наиболее близким: ведь каждый художник видел по-своему, и каждый хотел сказать свое».

Тесное общение с привезенными в Новосибирск шедеврами русского портретного искусства приятно удивит посетителей краеведческого музея. Каждый гость найдет здесь свою тему для размышлений и зримую систему связей. Кажется, ни одна работа не оказалась здесь случайно и может послужить путеводной нитью к любой из множества витающих над выставкой историй. Портрет Елены Сергеевны Петуховой кисти художника Александра Куренного, к примеру, подведет к интерьерам дома, где сейчас расположен Музей В. А. Тропинина, и далее к легендарному коллекционеру Вишневскому, бывшему владельцу здания, этнографу, исследователю-полярнику и профессору Института народного хозяйства им. Плеханова Николаю Петухову. Новосибирские музейщики с удовольствием акцентируют внимание на портрете Екатерины II за авторством Федора Рокотова: именно благодаря решению правительства императрицы об организации монетного двора в Сибири на базе Колывано-Воскресенских заводов появился Сузунский монетный двор, ныне один из ключевых филиалов НГКМ.

Перекликается «Портрет в перспективе» и с экспозицией, расположенной по периметру колонного зала. Выставка носит оригинальное название «НОВАТ сегодня», хотя большинство экспонатов можно было бы смело объединить под вывеской «НГАТОиБ вчера». В стеклянных витринах представлены костюмы, бутафория и куклы, созданные мастерами «Сибирского Колизея» специально для постановок разных лет. В их числе: коронационное одеяние Бориса Годунова и платье Марины Мнишек из грандиозной постановки оперы «Борис Годунов» 1990 года, костюмы к спектаклю «Царская невеста», созданные по эскизам легендарного театрального художника Альбина Морозова, костюмы к опере «Отелло», элегантные, богато декорированные балетные пачки, сочиненные Яной Серебряковой для Гран Па из балета «Пахита», костюмы и предметы бутафории к спектаклям «Шехерезада», «Баядерка», «Пиковая дама». «На мой взгляд, очень интересно сочетание выставки портретов с экспозицией, посвященной истории Новосибирского оперного театра, — полагает директор Музея Тропинина Ольга Журавлева. — Обратите внимание, как здорово пересекаются по времени, по эпохам, по колористике, по костюмам эти взгляды и ощущения. Конечно, это запланированная перекличка. Обе выставки рассказывают про историю, про образы, про людей, про персонажей. От собирательного портрета театра к индивидуальным образам».

Несмотря на определенную академичность представленных в колонном зале музея выставочных проектов, организаторы не смогли отказать себе и в игровом интерактивном компоненте. Специально для гостей устроители оставили обрамленный багетом пустой проем. Каждый посетитель может занять эту пустую раму, став современной моделью для портретной фотографии: превратиться по щелчку фотоаппарата в художника или портретируемого и тем самым включить себя в новую перспективу русского портрета. «Перед вами три века русского портрета. Век XXI — это ваша рамка. Это ваша возможность стать портретом текущего столетия. Перспектива приводит вас сюда и показывает, что сегодня жанр портрета остается живым и востребованным», — резюмирует замысел руководитель Музея Тропинина.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Владимира ЖУЛАНОВА и Валерия ПАНОВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.