Синий диплом вместо «Золотой маски»

0
1134

Руководство самого маленького вуза Сибири вновь ищет самые большие таланты.

В КУЗНИЦЕ новосибирской режиссуры и колыбели актерского мастерства — в Новосибирском театральном институте — прошла ежегодная встреча с журналистами. На пресс-конференции, посвященной сдаче выпускных экзаменов и скорому старту вступительной кампании, первые лица самого маленького вуза Сибири рассказали о формировании городской культурной среды, масштабных фестивальных планах и контрольных цифрах приема.

Новосибирский театральный институт создан в 2003 году на базе существующего в городе училища, открытого в начале 1960-х. За период работы образовательного учреждения было выпущено несколько тысяч специалистов, способных работать в различных жанрах современного искусства. Ежегодно в вузе обучаются 250 человек, из которых примерно 140 студентов-очников, для которых предусмотрена только бесплатная форма обучения. Ежегодный набор составляет 50 человек, что позволяет обеспечивать актерскими и режиссерскими кадрами не только Новосибирск, но и соседние города — Барнаул, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Омск, Томск, частично Екатеринбург. Уровень конкурса, как отмечает руководство НГТИ, достаточно высокий. Самый большой спрос на специализацию «артист драматического театра и кино»: 8-10 человек на место. На другие артистические специальности цифры колеблются в районе 3-4 человек. Наименее востребованной оказывается режиссура театра — два человека на место, что вполне объяснимо. «Если артист — профессия уникальная, то режиссер — профессия штучная», — утверждает профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры, руководитель Городского драматического театра Сергей Афанасьев.

ПОДДЕРЖИВАЕТ мнение коллеги проректор НГТИ Василий Кузин: «Мы и не рассчитываем на массовость поступления на режиссерское отделение, потому что, во-первых, поступающие на эту специальность — люди, серьезно свои шаги обдумывающие; во-вторых, это те, кто уже, как правило, имеет опыт актерской и даже режиссерской работы».

Начнутся вступительные испытания 11 июля. Набирать курс драматических актеров и режиссеров дневной формы обучения и курс режиссеров очно-заочной формы обучения будет Сергей Афанасьев. Возглавит первый курс артистов эстрады профессор кафедры музыкального воспитания и сценической речи Марина Шелевер. «Не нам об этом говорить, но у нас качество обучения ничуть не уступает всем семи другим специализированным театральным школам страны, из которых четыре находятся в Москве, — подчеркивает Сергей Афанасьев. — Качество подготовки студентов у нас высокое. Нам есть с чем сравнить. Мы абсолютно равноправные игроки на этом поле. К тому же у нас в институте очень доброжелательная домашняя атмосфера».

Пока абитуриенты только готовятся к вступительным экзаменам, нынешние студенты-выпускники приступают к защите дипломов. Особенность театральных заключительных экзаменов в том, что вместо теоретической работы «финалисты» демонстрируют полученные знания и умения на практике. С 8 июня на сцене Учебного театра начинаются показы дипломных работ, а это около 20 спектаклей в исполнении студентов четырех специализаций — артист драматического театра и кино, артист театра кукол, артист музыкального театра и артист эстрады. «Программа выпускных дипломных спектаклей у нас очень насыщенная, яркая, интересная. Все зрители и слушатели найдут предложение на свой вкус», — резюмирует Василий Кузин. В следующем году почти все дипломные спектакли из репертуара Учебного театра уйдут, а большую часть афиши займут спектакли следующего, четвертого курса — будущих актеров драматического театра и кино.

Вопрос трудоустройства для большинства нынешних выпускников уже решен. «Радует, что наши студенты востребованы,— отмечает Сергей Афанасьев. — Все театры Новосибирска на треть и более укомплектованы бывшими выпускниками вуза, которые стали ведущими артистами. Благодаря нашим выпускникам в городе возникает культурная среда, объединенная «корнями» — школой, а не только спецификой театральной деятельности».

«Наши выпускники стремятся остаться в Новосибирске, — добавляет ректор НГТИ Яна Глембоцкая. — В крайнем случае, выезжают в города Сибири, потому что лучше знают эту театральную жизнь. Хотя есть и такие, кто, к примеру, всю жизнь мечтает поехать на юг или в европейскую часть России. Но что приятно: если наши студенты куда-то отправляются и показываются там, они всегда оказываются востребованными — их берут».

Завершающийся учебный год оказался для студентов Новосибирского театрального института богатым на поездки. Спектакли «Гроза» и «Одна очень счастливая деревня» (4-й курс артистов драматического театра и кино) побывали на фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле, а спектакли «Похороните меня за плинтусом» и «Петрушка» (4-й курс, артисты театра кукол) в мае произвели фурор на Всепольском фестивале кукольников в городе Люблине. Смогут ли учащиеся посетить студенческие фестивали в следующем году — пока вопрос. «Чтобы поехать, к примеру, на фестиваль в Ярославль, нужно использовать специально ассигнованные для этой цели деньги. Нельзя взять средства, заработанные институтом на продаже билетов или образовательных услугах, и потратить их на поездку. Это не понравится ревизорам. Поэтому если у нас будет так называемый депутатский миллион, который в этом году нам впервые стараниями депутатов областного Законодательного собрания был предложен в качестве добавки к нашему бюджету, то мы поедем, а если нет — то, видимо, нет. Но у нас есть и другие более интересные затеи».

Один из таких важных замыслов — проведение фестиваля дипломных спектаклей здесь, в Новосибирске. «Не знаем, сколько лет потребуется на реализацию нашей идеи, — признается Сергей Афанасьев, — Но мы активно пытаемся продвинуть ее в жизнь. Проведение фестиваля дипломных спектаклей актерских факультетов и театральных вызов России у нас позволило бы нам держать руку на пульсе движения современного театра. Это нужно для того, чтобы мы здесь понимали, каковы тенденции в самом их зачатке. Не по результатам «Золотой маски», а на примере дипломных спектаклей. Как правило, это гораздо интереснее».

Еще несколько возможных инициатив НГТИ — проведение фестиваля видеозаписей спектаклей и получение лицензии на обучение продюсеров и режиссеров музыкального театра и театра кукол, что, по мнению руководителей театрального вуза, городу действительно необходимо. «Мы с удовольствием смотрим на то, как в городе происходит развитие театральных образовательных услуг. У нас есть театральные школы, театральная студии, театральные направления в школах искусств. И все это развивает и формирует среду, начиная с детей и заканчивая обучением режиссеров. Мы никогда создадим в Новосибирске концентрацию режиссерских кадров извне, достаточную, чтобы создавать здесь культурную среду, если только не будем воспитывать специалистов сами. Именно поэтому мы пробивали и продолжим пробивать получение лицензий. Конечно, однажды возможно перепроизводство, но зато точно появится своя среда».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.