Спектакль «Наизнанку» как попытка изменить мир

0
1684

В «Старом доме» готовится к выпуску последняя премьера года: 17 декабря на сцене драматического театра пройдет первый показ спектакля «Наизнанку». Пьесу владикавказского драматурга Карины Бесолти, написанную специально для прошлогодней Фабрики нарративного театра «Дисциплина» (дочерний проект «Старого дома»), поставит новосибирский режиссер Джемма Аветисян. Главной темой станет домашнее насилие, а ключевой задачей — погрузить зрителя в историю так, чтобы избежать повторения театрального сюжета в жизни.

В начале была пьеса. «Наизнанку» родилась в необычной драматургической лаборатории «Старого дома», создатели которой — режиссер Андрей Прикотенко и театральные критики Оксана Ефременко и Антон Хитров — смело решили побороться за внимание зрителей Netflix при помощи переформатированной под нужды времени «хорошо сделанной пьесы» с актуальными темами, увлекательным сюжетом и яркими героями. Драматург Карина Бесолти стала одним из 423 претендентов на участие в проекте, а затем и одним из 11 авторов, рискнувших подчинить свой писательский гений раскладам сценарного коуча Александра Молчанова. Наставник обучал техническим тонкостям превращения самого обыкновенного современника в подлинного героя, а слушатели, имевшие разного рода опыт общения с театром, осваивали схемы создания захватывающей истории. Результаты полугодовой работы были продемонстрированы в публичных читках. И пьеса «Наизнанку», читку которой на сцене «Старого дома» поставила выпускница НГТИ Джемма Аветисян, превратив кипящую болью драму во внешне сдержанный документальный детектив, стала лидером зрительских симпатий.

В этом году театр «Старый дом» не только вывел фабрику нарративного театра «Дисциплина» на второй сезон, но и решил максимально продуктивно завершить первый. Пьеса «Наизнанку» оказалась в репертуарном плане и буквально на следующей неделе будет представлена в формате полномасштабного спектакля. Действие драмы происходит «в небольшом городке на Северном Кавказе»: девушка возвращается на родину, чтобы в одиночку расследовать самоубийство сестры — казалось бы, благополучной, счастливой, замужней. В центре внимания оказываются стандарты патриархального общества, транслирующие из поколения в поколения не только высокие моральные требования, но и бытовое насилие. И между его принятием и смертью — всего один шаг.

Читка пьесы «Наизнанку» в рамках фабрики нарративного театра «Дисциплина»

«Мне было бы очень интересно пойти в ту область, куда я еще как драматург не ходила. Это был главный мотив, — поясняет выбор темы драматург Карина Бесолти. — Но в итоге «Дисциплина» оказалась для меня очень важным, спасительным проектом. Мы начали в апреле, вокруг творилась какая-то бессмысленность и отчаяние, а у меня в жизни происходило нечто важное и осмысленное. Я не только писала пьесу, но и получила возможность высказаться на тему, которая меня давно интересует, — домашнее насилие.  Эта тема артикулируется мной через реалии Северного Кавказа, но это не значит, что перед нами узкая полоса смыслов и пьеса про то, как на Кавказе плохо относятся к женщинам. Нет, моя пьеса — это основа для высказывания о чем-то большем, обо всех женщинах, которые есть вокруг нас, и чьи беды мы почти никогда не видим, потому что они происходят за закрытыми дверями. А если и видим, то стараемся не замечать. В этом тексте вопросы, которые постоянно крутятся у меня в голове. И, надеюсь, я что-то смогла сказать по этому поводу».

На домашнем насилии как ключевой теме сюжета акцентирует внимание зрителей и режиссер спектакля Джемма Аветисян. Героиня «Наизнанку», расследуя самоубийство сестры, сталкивается с вопросами, которые оказываются весьма актуальными для современного фемкомьюнити: какое положение в обществе XXI века занимает женщина? «Вещь» она и «функция», как принято в традиционном мировоззрении, или самостоятельная и равноправная мужчинам единица? «Пьеса Карины Бесолти никого не оставит равнодушным, — утверждает Джемма Аветисян. — Лично меняв «Наизнанку» трогает каждый герой и каждый монолог. Несмотря на то, что действие происходит на Кавказе, мы попытались уйти от национального колорита и акцентировали внимание на универсальности истории. Такие ситуации, когда совершается домашнее насилие и внутри семьи полностью нарушается коммуникация, случаются везде ‒ в каждой стране, городе, селе, в вашем в доме или у соседей за стенкой. Самые близкие люди вдруг оказываются в ситуации абсолютного недоверия и непонимания. Не слышат и не видят друг друга. Начиная с маленького ребенка, в которого родители насильно вкладывают свои несбывшиеся желания, и заканчивая вечным конфликтом отцов и взрослых детей. Очень много разбитых судеб. Напрямую виновных как будто нет, но при этом все виноваты. Наша миссия сделать так, чтобы зрители, посмотрев спектакль, пришли домой и попытались правильно выстроить коммуникацию внутри своей семьи. Услышали, увидели и приняли своего ребенка таким, какой он есть, а не пытались слепить из него того, кого им надо. Чтобы не было неоправданных жертв. Чтобы люди не велись на провокацию. Мы хотим погрузить зрителей в историю наших героев и позволить им погрузиться в самих себя. Спектакль будет не долгим, но психологически напряженным. И я надеюсь этой напряжение будет направлено на то, чтобы история, которая произошла в спектакле, больше никогда не повторилась».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Ольги МАТВЕЕВОЙ

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.