В недрах Новосибирского театрального института при поддержке областного министерства культуры родились два конкурса: Всероссийский конкурс студенческих режиссерских работ «Гости из будущего», к участию в котором приглашаются студенты, обучающихся в вузах по специальности «Режиссура театра» на специализации «Режиссер драмы», и Всероссийский открытый конкурс по биомеханике, посвященный Всеволоду Мейерхольду. Оба творческих состязания проводятся в дистанционной форме и предполагают бесплатное участие.
Чтобы стать «Гостями из будущего», студентам режиссерского отделения любого творческого вуза страны необходимо выслать видеозапись драматического спектакля, поставленного в Учебном театре или на сцене профессионального театра. Спектакль должен быть снабжен рекомендацией руководства вуза и выпущен не ранее предшествующего учебного года. Участникам, получившим призовые места вручат дипломы лауреатов конкурса и денежные награды. В состав жюри вошли профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры НГТИ Сергей Афанасьев, проректор по учебной работе НГТИ Яна Глембоцкая, художественный руководитель «Отдельного театра» (Красноярск) Андрей Пашнин и актер, режиссер, художественный руководитель «Такого театра» (Санкт-Петербург) Александр Баргман.
«Конкурс организован для поддержки творческой молодежи, получающей уникальную специальность «Режиссер драмы», — рассказывает проректор НГТИ Яна Глембоцкая. — В дальнейшем конкурс будет продолжаться, но пока не ясно с какой частотой. Мотивация участвовать есть не у вузов, но у самих студентов, ибо они получат денежные призы 50, 30 и 20 тысяч рублей за 1, 2 и 3 места соответственно».
Всероссийский открытый конкурс по биомеханике, как следует из названия, отсылает потенциальных участников к методу биомеханики, который разработал известный советский режиссер Всеволод Мейерхольд ‒ к системе актерских тренингов, позволяющих актеру естественно и точно управлять собой и своей энергией. Идея мастера заключалась в том, чтобы не пускать выплески энергии на самотек, а оттачивать навыки самоконтроля и подчинять энергию себе.
«Биомеханические упражнения нацелены на то, чтобы научить актера не только безукоризненно владеть своим телом, но и, чтобы этим телом мыслить, — поясняет заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры НГТИ Александр Зубов. —Биомеханику, как обязательный предмет в наших вузах не преподают, в некоторых есть факультативные курсы. Мы называем эту систему «национальным достоянием», а значит, ее надо изучать и развивать».
Отсюда и цель конкурса – развитие традиционных и инновационных форм и методов работы в пластическом воспитании актера, выявление и поддержка талантливых исполнителей биомеханического направления и авторов биомеханических композиций, выявление и распространение лучших образцов биомеханических произведений. Принять участие в состязании могут актеры и режиссеры профессиональных театров, а также преподаватели актерских, режиссерских и хореографических дисциплин образовательных организаций России и других стран. Конкурс проводится в двух исполнительских номинациях: «Биомеханическое исполнительство: соло», «Биомеханическое исполнительство: дуэт», а также в двух композиторских номинациях ‒ «Биомеханическая композиция: соло» и «Биомеханическая композиция: дуэт».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Максима РЕТИВЫХ