В сумки известных новосибирцев из экологических побуждений заглянули резиденты международного фестиваля «Хаос».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ фестиваль «Хаос» открыл свою арт-резиденцию передвижной выставкой «Вещи века». Вещи века найдены отнюдь не в музейных фондах, а буквально под рукой (в сумках, рюкзаках, ноут-кейсах), в общем, в недрах кожгалантереи, с которой новосибирцы перемещаются по городу и миру. Новосибирцы не абы какие, а известные.
Не сказать, что Новосибирск дорос до собственной селебрити-базы. До нее, если честно, и второй город России еще не очень-то дорос — там запас знаменитостей состоит из коротенького, неустанно ротируемого набора «Хабенский-Лиза Боярская-Шнур- Невзоров-две Собчак». У нас и подавно скромнее. Тем не менее люди, бесспорно известные всей сибирской столице и увенчанному ей федеральному округу, у нас имеются в репрезентативном количестве. И посмотреть на их «я», олицетворенное содержимым сумок и рюкзаков, — затея довольно занятная. Запечатлел содержимое фотограф Василий Костриков.
Натюрморты из содержимого сумок не подразумевают нарочитой композиционной упорядоченности — это ж не малые голландцы какие-нибудь! «Все, что есть в печи, на стол мечи» — принцип генерации композиций примерно такой. Ну, не в печи, конечно, а в сумке. В общем, подход вы поняли.
Участниками фотопроекта «Вещи века» стали жители Новосибирска, представляющие самые разные профессии, взгляды на мир и стиль жизни: педагог-психолог Анна Онучина, художник-монументалист Ольга Парыгина, журналист телеканала ОТС Алексей Кудинов, главный редактор издания «Деловой квартал» Юлия Катковская, гейм-дизайнер и волонтер Greenpeace Ольга Глушкова, независимый депутат Хельга Пирогова, актриса театра «Красный факел» Дарья Емельянова, специалист по связям с общественностью компании «Арктика сити» Ирина Скокова, актриса театра «Старый дом» Ксения Войтенко, хореограф Андрей Короленко, маркетолог Дмитрий Петров, актер театра «Старый дом» Тимофей Мамлин, депутат от новосибирского Академгородка в Совете депутатов Новосибирска Наталья Пинус, стратег рекламного агентства «Мелехов и Филюрин» Владимир Томко, театральный режиссер Андрей Прикотенко, директор книжного магазина «Перемен» Анна Яковлева, специалист отдела маркетинга Ingka Centres — МЕГА Новосибирск Илья Мецлер, магистр философии, аспирантка Института философии и права СО РАН Софья Хлыновская, микробиолог, автор книг для детей и художник Ольга Посух, теле- и радиоведущий Антон Веселов.
Часть предметов в этих блиц-натюрмортах подписана. И потому выглядят они, как говорливые герои комикса. Или как персонажи самых заумных новелл Г. -Х. Андерсена, который, как известно, обожал давать сюжетные роли предметам, безнадежно неодушевленным. Ладно оловянные солдатики и фарфоровые фигурки, но у удачливого датского аутиста даже сущая фигня вроде свечных огарков и кочерыжек обладала своим «я»! Другие вещи, напротив, обходятся без всяких поясняющих подписей — они красноречиво молчаливы. Такой баланс «андерсеновщины» и спокойной вещественности выглядит занятно и трогательно.
Многим это наверняка напомнит о детской тяге порыться в маминой сумке. Согласитесь, большая часть девочек 3-6 лет и существенная часть мальчиков того же возраста хоть раз, да поддавалась на этот искус — рассмотреть загадочные штуки из взрослой жизни. Некоторые даже помаду на вкус пробовали (а зачем она пахнет как конфета?!). Да, за это всем прилетало от мам, но в дошкольном уме «личная зона» — понятие до поры довольно расплывчатое.
Каждый сумочно-рюкзачный натюрморт — это некая сумма «маст-хэвов» — вещей, которые сейчас есть у всех, и вещей-изюминок, обозначающих личность хозяина с яркостью романной главы. Маст-хэвы — это пауэр-банки для смартфонов, зарядные шнуры и, конечно же, санитарные маски — вещи века, которые говорят слаженным хором и за всех. А «изюмины» — прицельно точные штрихи к портрету. Например, связка ключей с подписью «Ключи от пяти квартир» — ну прямо строка экзистенциального романа!
У Натальи Пинус, например, содержимое сумки завораживает цветовой гармоничностью — все вещи сугубо утилитарные, но с отчетливым преобладанием красного цвета. Причем цвет вещей специальным образом не подбирался — их просто выложили из сумки, и оказалось, что красный царит. Впрочем, даже те фото Василия Кострикова, где у россыпи вещей и вещичек нет пламенеющей палитры, — натюрморты горячей повседневности.
Разные возрасты, профессии, этносы и темпераменты — натюрморты сумочно-портфельного содержимого так и манят поупражняться в дедукции, угадывая нюансы личности того или иного владельца. Фото, разумеется, подписаны, но, отведя взор от табличек, можно увлекательно поиграть. Впрочем, игровая составляющая у проекта «Вещи века» отнюдь не главная. Точнее, не единственная. «Наша история с вещами не случайна, — рассказывает куратор фотовыставки «Вещи века» Ольга Обрезанова. — В каком-то смысле мы — это наши вещи. Мы сегодня — это вещи, которые есть у нас с собой прямо сейчас. Но все же это выставка об экологии. И то, как мы живем каждый день, дает нам картину современного Новосибирска как совсем не экологичную. У нас нет цели критиковать или сравнивать людей — совершенно нормально носить с собой много вещей, чтобы было комфортно. Мы много времени проводим вне дома, но можно смотреть в положительном ключе, не запрещая себе, не отказываясь от себя, но понимая, что мы — это не только наши вещи. Кажется интересным посмотреть на это с точки зрения любви к себе и к миру. Понять, зачем тебе та или иная вещь, зачем она именно сегодня с тобой, какова ее ценность? Потому что любая вещь сама по себе ценна, как и любой человек. Люди гораздо интереснее вещей, и вещи становятся интересными именно тогда, когда их выбирает тот или иной человек».
Первой локацией выставки «Вещи века» стал ТРЦ «МЕГА Новосибирск», затем выставка переехала в «Сибирский молл». Следующая локация — «Ройял-парк». В таком выборе мест есть изрядно символизма. Ведь выставка посвящена, так сказать, вещественному альтер-эго горожанина, а моллы — это настоящие «храмы вещей». Впрочем, выставка как раз и служит прививкой против сакрализации вещей. Да, вещи порой очень говорливы. Но они — всего лишь бытовая утварь. Вещи, да и только…
Игорь СМОЛЬНИКОВ, специально для «Новой Сибири».
Фото: Василий КОСТРИКОВ и Алексей КУДИНОВ