Сюрпризы и парадоксы Седьмого Транссиба

0
1316

На этой неделе в Новосибирске и Красноярске вновь напомнил о себе Транссибирский арт-фестиваль. 

Концерт под названием «Встреча. Легенды в Сибири» с участием знаменитого эстонского ансамбля Hortus Musicus Андреса Мустонена из произведений наших современников, композиторов далекого прошлого и еврейской синагогальной музыки планировался еще на конец марта. И вот сейчас он трансформировался в нечто совершенно иное, хотя не менее привлекательное для публики. От первоначального замысла осталось только одно сочинение Арво Пярта — и сам ансамблевый дух концерта. Он объединил музыку трех столетий, разные музыкальные эпохи и стили — от классицизма и романтизма до минимализма. С Новосибирским камерным оркестром в качестве солистов выступили Вадим Репин, а также Александр Рамм (виолончель) и Николай Луганский (фортепиано), исполнив инструментальные концерты Гайдна и Шопена. Впервые в таком составе в Красноярске, а затем и у нас прозвучало и фортепианное трио № 1 Брамса.

Нынешний седьмой Транссибирский арт-фестиваль проходит в необычном формате — экстраординарном, смешанном в реальности и виртуальности, словно зависшем во времени, как и вся наша теперешняя жизнь. Вместо традиционных двух-трех недель он растянулся почти на год: открывшись в марте, подходит к своему завершению лишь к середине декабря. Сохранив некоторые из своих заданных параметров, к примеру, названия — такие как «Королевские игры» или «Легенды в Сибири», он вынужденно меняет персоналии, и тогда в «Королевских играх» отсутствует или замещается Король (образ изначально заявленного Ильи Короля примерил на себя Иван Рудин), существенно трансформируются «легенды», появляются новые персонажи… Собственно, замены, отмены, онлайн-выступления, переносы — пожалуй, самая характерная черта всей концертной жизни этого года, и Транссибирский фестиваль — не исключение.

Но даже в этих непростых условиях (да, не все, но многое) удается сохранить. В ноябрьском концерте выступили блестящая скрипачка Клара-Джуми Кан и дирижер Винсент де Корт, «великолепную четверку» — квартет имени Бородина, пусть и в несколько измененном составе, услышали в Новосибирске и Бердске. Удалось сохранить в программах и произведения одного из «классиков» нового времени, композитора-юбиляра, отметившего этой осенью 85-летие, Арво Пярта, в том числе и обещанную премьеру…

На вопрос о том, в каком состоянии находится сейчас фестиваль, худрук Вадим Репин уверенно отвечает: он, как и положено Транссибу, — в движении. Да, нынче это поступательное движение усилено еще и энергией балета, заданной на открытии фестиваля 21 марта звездной Светланой Захаровой, представившей в до отказа заполненном Концертном зале имени Каца вместе со своими коллегами-танцовщиками, Филармоническим камерным оркестром и Вадимом Репиным «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Дальнейший ход событий позволил лишь онлайн-концерты. С середины сентября Транссиб вновь набрал ход. Но и у тех, кто так и не собрался, не выбрался, не нашел возможности посетить фестивальные события, еще не все упущено, еще есть шанс. Не удивляйтесь, вы даже вполне можете попасть на концерт-открытие, — да, таковы сюрпризы нынешнего фестиваля. Именно такой, роскошный, с посланием из Вены, с венским дирижером Сашей Гётцелем и солистами Большого театра, концерт, которым предполагалось открыть 7-й Транссиб 20 марта, наконец, под занавес года, после многочисленных согласований, все же состоится. И для кого-то даже откроет фестиваль. Что ж, программа с чарующими мелодиями «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и бетховенской увертюрой «Освящение дома» получится вполне новогодней. Но уже через день, 13 декабря, грядет торжественное закрытие, не менее увлекательное.

— Приезжает мой любимый коллега и друг Юрий Башмет со своим коллективом. И 13 декабря будет своего рода концерт закрытия фестиваля 2020 года, — говорит Вадим Репин. — К тому же идет постоянная работа на 2021 год, хотя времена серьезные и тяжелые для организации чего-либо — и в подготовке, и проведении концертов, наверное, эти трудности как нигде сказываются. Тем не менее параллельно думаем о восьмом фестивале. Он также традиционно нами запланирован на конец марта — начало апреля, до страстной недели, пасхальной. Только могу надеяться, что все удастся, потому что ситуация, в которой мы находимся последние 10-11 месяцев,  вряд ли кардинально изменится. Но все мы немного поднабираем опыт работать, выступать в сложившихся условиях. И — с одной стороны — может показаться, что времени у артистов больше стало, так как многие концерты (особенно те, что западнее) аннулируются, переносятся. Но каждое выступление вызывает целый ряд проблем. Если раньше — взял билет и через три-четыре часа прилетел в нужный город, а в Европе и за полчаса можно поменять несколько стран, сейчас все иначе. Рейсы меняются непредсказуемо. И в итоге только дорога порой занимает три дня. Конечно, логистически и психологически для всех это большая нагрузка. Но публика и артисты не могут существовать друг без друга, и это обоюдное желание встречи побеждает даже те порой ужасные трудности, с которыми сегодня приходится сталкиваться.

И мы будем делать все, чтоб интересные программы продолжались, будем строить, будем настаивать, бороться до последнего. Хотя это нелегко. К примеру,  удалось сделать невероятное, пройти все согласования, мы ждем своих артистов. Но вдруг появляется очередной барьер, связанный с развитием ситуации с пандемией, коллективу просто запрещено законом покидать свое государство. Поэтому нам в таких ситуациях приходится искать замены. Да, это не слишком красивое слово. Но это и сюрприз, с одной стороны. С другой стороны, наши замены не ущемлены в плане качества, звездности персоналий артистов, которые приезжают выступать в Новосибирск на сцене нашего замечательного зала. И порой это даже своего рода апгрейд, что называется, более серьезный, более дорогой, в чем-то по своему даже боле интересный проект. Так что и филармония, и вся команда наша работают на износ. Горизонт планирования порой составляет два часа, порой два дня, иногда две недели. Но все меняется настолько непредсказуемо… Вплоть до того, что вдруг один рейс (скажем, Вена — Москва) отменился, а появился следующий, но он летит почему-то в другой аэропорт. А разрешение было получено в другой пункт прибытия. И теперь это нужно исправлять или делать все заново. Понятно, я не могу всем заниматься. У нас за эти годы фестиваля уже сформировалась команда огромного профессионализма, которая работает круглые сутки, приходится общаться с людьми из других часовых поясов. Так что 2020 год оказался сложным как никогда. Но как человек, старающийся найти все же позитивные нотки во всем, я надеюсь, что опыт, который мы приобрели, в будущем нам пригодится.

И в данной ситуации для нас, артистов, не важно, сколько человек сидит в зале. Каждый из наших слушателей — это еще одно сердце, еще одни глаза. Человек пришел, чтоб послушать нас. Это для нашего исполнения самое главное.

— Подъем огромный ощущается, — добавляет к словам Репина пианист Николай Луганский. — Публика очень хочет, чтоб возобновилась концертная жизнь, чтоб снова звучала музыка, чтоб снова было живое музыкальное общение. Только что я довольно экзотично съездил в Эстонию. Из Таллинна приехал сюда. Вспоминается, как на заре моей гастрольной жизни вообще путешествие, даже в Екатеринбург, Новосибирск, не говоря о загранице, было гигантским событием, к которому надо готовиться за много недель. Надо было куда-то звонить, заполнять бумаги, все планировать, понимая, что за два дня или за день до поездки все может отмениться. Так что сегодняшние сложности удивительно напоминают советское время, я все ж впервые за границу выехал в 1988 году, прекрасно это помню. А последние 20 лет я не задумывался о том, сколько стоит виза, кто мне купил билет… Единственное, что за два часа до вылета надо не перепутать, в какой аэропорт ехать. И так происходило каждый второй день. И это тоже в какой-то степени было ненормально. Но теперь все изменилось, и, видимо, на несколько лет. Но здесь нельзя говорить о плюсах. Вся эта ситуация чем-то напоминает детство: вспоминаешь годы, когда ты не зависел от времени, когда день был огромен. В этих вынужденных остановках, когда остаешься наедине с собой, можешь вспомнить то, что не играл уже десять лет, выучить много нового, просто послушать, почитать… В этом много плюсов, но… многих дорогих сердцу людей уже нет.

Да, с Вадимом мы давние партнеры и друзья, мы всегда на связи. В октябре концерт играли в Самаре с Сашей Бузловым, прекрасным виолончелистом, безвременно ушедшим. Я собирался только в начале апреля в Новосибирск на фестиваль — и с оркестром сыграть, и дать сольный концерт. Но Вадим позвонил мне, рассказал о ситуации. Конечно, это необычная замена. Что ж, он предложил, я сделал. На самом деле, с Вадимом Репиным музицировать — это большое счастье. Он из тех, от кого исходит не просто положительная, а созидательная энергия, которая позволяет не просто лучше и радостнее себя чувствовать, но и самому творчески созидать. Думаю, со мной согласятся все музыканты, кто приезжает сюда, из разных стран, разного возраста и специальностей, всем это доставляет удовольствие, все чувствуют этот невероятный прилив энергии.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.