Уж сколько раз твердили миру, что любовь не только прекрасна, но и опасна, однако всякий раз находятся желающие погрузиться в пучину бурных чувств и поведать об этом самыми разнообразными способами. И театр не исключение. Спектакли о любви начинают и выигрывают партию за самое востребованное зрелище. Рассказываем про пять новосибирских постановок о сильном, главном, сложном и извечном.
«Ромео и Джульетта»
За четыре с лишним века путешествия по театральным подмосткам трагедия Шекспира была признана «гимном торжествующей любви», которая побеждает всё: вражду, ненависть, страх, боль, обстоятельства и даже саму смерть. В Новосибирске свое «Аллилуйя любви» со вкусом безбашенной юности и рокерского драйва исполняют на сцене «Красного факела» Ромео — Вадим Гусельников и Джульетта — Анастасия Плешкань. Музыкальный спектакль поставил в прошлом сезоне пермский режиссер Марк Букин, и эта интерпретация знаменитого сюжета о двух юных влюбленных стала вторым обращением театра к великому произведению и одним из лучших спектаклей 2024 года. Важными составляющими зрительского и профессионального успеха здесь выступают реновированный драматургом Наталией Макуни текст, пронзительная и эмоционально заряженная музыка композитора Евгении Терехиной и, конечно, эффектное решение сценического пространства (художник Евгений Терехов), превратившее полумифическую средневековую Верону в разрушенный войной двух кланов Готэм-Сити, угрюмый, мрачный, испещренный графити, омываемый беспросветными дождями, источающий опасность и погрязший в преступности и пороках. Несмотря на априори отсутствующий хэппи-энд, финал спектакля подарит зрителям просветление и надежду на возрождение мира, которым правит молодая энергия, созидание и любовь.
«Солнечный удар»
Новосибирский музыкальный театр в последние сезоны много работал с русской и зарубежной прозой, которую адаптировали по заказу труппы известные композиторы и либреттисты. «Солнечный удар» — первая и весьма удачная попытка привить подмосткам изящное и переливающееся миллионом стилистических граней художественное слово Бунина и погрузить его в новый музыкальный мир, совмещающий современную ритмику и национальную народную мелодику. Точкой отсчета для авторов мюзикла — драматурга Нонны Кротовой и композитора Ульяны Стратонитской — послужил маленький рассказ нобелевского лауреата об одной случайной встрече и немедленно последовавшего вслед за ним расставания. Из миниатюры ощущений и впечатлений, прикосновений и незримых вещному миру связей чудесным образом вырос сценический лонгрид, в котором судьба двух пронзенных любовью людей вдруг оказывается накрепко переплетенной с потоком истории. Бурным, мутным, беспощадным сломом вех, который разрушает все на своем пути. В этом разломе то ли на радость, то ли на беду встречаются связанная с новой властью Страны Советов Елена Сокольская (Анна Ставская) и штабс-капитан Белой армии Алексей Азаров (Александр Крюков), и страстный «курортный» роман оборачивается шпионским боевиком с погонями, выстрелами, предательством и красиво стилизованной под начало прошлого столетия вселенной (художник Елена Вершинина), по которой давно отзвонил колокол.
«Олеся»
Первое обращение новосибирского «Глобуса» к повести Александра Куприна подарило малой сцене молодежного театра спектакль, оставляющий долгое послевкусие. «Олеся» в изложении режиссера Сергея Захарина ведет зрителя путаной тропкой скрытых желаний и любовного томления в сумеречный и загадочный мир Полесья, где природа и человек разговаривают на особом мистическом языке, магические руны судьбы предсказывают будущее, дремучие суеверия требуют жертвенной крови, тайны — молчания, ритуалы — исполнения, а обретение мудрости обходится слишком большой ценой либо не дается вовсе. Кудесница леса Олеся (Алина Юсупова) и молодой скучающий барин (Александр Липовской) находят друг друга, чтобы в одночасье потерять. Кажется, они бы могли быть вместе, сбежать, слиться, раствориться в пучине лиц, километров, событий, однако есть встречи, которые предначертаны, и чувства, которым невозможно противостоять, даже если за них приходится потом долго расплачиваться. В движении навстречу друг другу и прочь, в коротком и блаженном миге счастья, в острой горечи неминуемой разлуки и бьется пульсирующая жилка сюжета, где сила женской любви никогда не искупит мужской слабости, как цельность одной души не закроет прорехи в чужой матрице.
«Е-ЕЕ-ЕЕ!»
Безбашенная и шальная версия советского мультфильма «Бременские музыканты», не просто далеко ушедшая, но семимильными шагами ускакавшая от оригинала, чтобы рассказать старую историю на новый лад. Или воплотить свою рефлексию на полях фолианта, вошедшего в прошивку нескольких поколений жителей одной большой страны. В спектакле Антона Федорова время обращено вовнутрь и вспять, замыкая круг и закрывая выход. Кибитка уличных лабухов никуда не едет, сколько ни заклинай. Из всех законов физики на земле обетованной, облюбованной чуваками и чудаками из Бремена, действует только гравитация и броуновское движение. Тяготение и смешение столь всемирны и сильны, что притягивают всех ко всему, комкая пространство, реальность и бессознательное, которое оборачивается то снами, то грезами, то психоделикой, то воспоминаниями о неслучившемся и, возможно, былом. Принцесса (Лилия Мусина) и Трубадур (Арсений Чудецкий) живут в густонаселенной живыми призраками коммуне, где чудятся сосны-великаны, кажется цветочной поляной шерстяной цветастый ковер и куражатся обломками слов в воздухе фрагменты знакомого сюжета. Малахольные, инфантильные, смешные, нелепые, нежно льнут друг к другу, упираясь носами в подмышки, влюбляются до дрожи в коленках и песнями борются с запретами венценосного родителя, хотя совершенно очевидно, что не он правит бал в этом четырежды безумном королевстве.
«Сон в летнюю ночь»
В Городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева спокойно, как в Багдаде. Никакого авангарда, никаких осовремениваний, однако курсу по традиционному русскому психологическому руслу размышления о превратностях любви на примере комедии Уильяма английского Шекспира не мешают. Комедию «Сон в летнюю ночь» воплотила на сцене ученица бессменного творческого лидера театра Регина Тощакова. Герои греческой мифологии, обитатели английского фольклора и самые обыкновенные представители рода человеческого оказываются в волшебном лесу, чтобы решить свои сердечные проблемы. Любовь, как известно, способна вскружить голову не только людям, но и богам, а уж если они берутся за дело и плетут свои волшебные сети, то жди задорной путаницы, головокружительных приключений и сказочных метаморфоз. Разобраться в этих утехах и потехах запросто невозможно, поэтому публику ждет два с половиной часа пути к воссоединению молодых влюбленных и примирению обитателей Олимпа. И тут главное не оплошать, а настроить свои зрительские рецепторы на лонгдринк с песнями, танцами, волшебным зельем и резвыми прыжками между явью и сном.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Дарьи ЖБАНОВОЙ