Долгожданной премьерой спектакля «Чайки» открыл 37-й творческий сезон Театр под руководством Сергея Афанасьева. Бессменный лидер не только смонтировал в одном сценическом полотне пять пьес Чехова, но и распланировал репертуарную жизнь коллектива, который возьмет премьерный разбег от современных новосибирских авторов до классики русской литературы.
О том, что Сергей Афанасьев вновь поглядывает на «Чайку», принесшую труппе славу на заре 90-х, стало известно накануне переезда театра в новое здание на улице Горького. Сначала мечталось, собрав старожилов и новобранцев труппы, открыть премьерой новый дом и юбилейный год, потом хотелось задать старт первому сезону в родных стенах. Однако, появившись, режиссерская мысль пришла к иному раскладу. И нынешний репертуарный год начался с «Чаек», дерзко сменивших грамматическое число в каноническом названии.
«Последние полгода творческой жизни мы посвятили созданию нового спектакля. За основу взяли пьесу Чехова «Чайка» и попробовали пригласить в имение Сорина персонажей из других пьес. А люди думают, что мы безграмотные и неправильно пишем название пьесы, — говорит режиссер Сергей Афанасьев. — Жанр этого спектакля определяется как драматический роман по пяти пьесам Чехова. Таким образом мы обобщили свой 30-летний опыт работы над текстами великого драматурга. Мы изучали творчество автора через его пьесы, рассказы, повести, дневники, записные книжки и письма. Это была не просто постановочная, а исследовательская, очень глубинная работа. Спектакль получился очень масштабным, насыщенным. Он оставляет яркое художественное впечатление и является очень информативным. А знать Чехова — гражданский и личный долг каждого русского человека».
В ноябре Городской драматический театр ожидает вторая премьера. Новосибирский режиссер, ученица Сергея Афанасьева — Анастасия Неупокоева — поставит спектакль «Ветер шумит в тополях». В трагикомедии Жеральда Сиблейраса всего три действующих лица, три старика, которые изо дня в день встречаются на террасе в доме престарелых, а также живые диалоги, хорошо проработанные роли и неожиданные повороты сюжета в лучших традициях французской драматургии.
Новый год ГДТ встретит спектаклем «Клеточка» по пьесе новосибирца Аркадия Пасмана. «Это комедийная рождественская история, которую мы готовим к зимним праздникам, — рассказывает Сергей Афанасьев. — Аркаша был настоящим другом нашего театра. Он ушел из жизни в пандемию, но оставил нам в наследие сборник своих пьес. В нашу последнюю встречу мы выбрали текст для постановки, и моя святая обязанность выпустить спектакль. «Клеточка» — уникальная пьеса. Она писалась специально под актрис нашего театра, хотя в силу обстоятельств мы будем работать не с теми артистками, на которых рассчитывал автор. По сюжету речь идет об актерской династии. Мама, бабушка и внучка — актрисы и, как это бывает, подрабатывают в Новый год Снегурочками. Однажды вечером они собираются дома, и малоустроенная судьба этих женщин устраивается самым рождественским образом — очень завидно».
В следующем календарном году труппа приступит к постановке комедии Льва Толстого «Плоды просвещения». «Эта пьеса уже шла в репертуаре нашего театра 30 лет назад, — признается художественный руководитель городского драматического театра. — Но я думаю, что для современной молодежи это будет очень актуальный материал. Мне трудно сейчас выбирать пьесы для постановки, потому что за годы своей работы я поставил все самые известные названия мировой драматургии. Приходится повторяться. Но я делаю это с большим удовольствием: мне есть, что сказать зрителям. К тому же работу над спектаклями я использую для обучения молодых артистов. На нашем профессиональном языке это называется "школа на ходу».
Продолжится премьерный марш сотрудничеством с Новосибирским театральным институтом. Студенты режиссерской Мастерской Сергея Афанасьева, если интересы труппы и начинающих постановщиков сойдутся, представят свои дипломные работы на сцене театра. Потенциальных соискателей пять. Пока же определено одно название — «Снегурочка».
«Мы открыты предложениям, но право постановки я даю прежде всего своим ученикам, — поясняет Сергей Афанасьев. — Это моя внутренняя установка: моя Мастерская должна жить в нашем театре в том или ином виде. Мы не можем запускать несколько проектов параллельно, потому что у нас нет дополнительных репетиционных помещений для этого. Есть только пространство, которое обеспечивает плановую работу театра. Новое здание — это праздник, который теперь всегда с нами. Мы стали работать и уже не помним, что когда-то было по-другому. Это здание, которое мы «выносили». Мы принимали участие в его проектировании и строительстве и не испытываем в нем никакого дискомфорта. Это наш дом».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Антона ШУТОВА и Евгения НИКИТЕНКО