Транссибирский арт-фестиваль после долгого перерыва порадовал слушателей замечательными концертами.
«ПОДОБНО тому как Транссибирская магистраль на протяжении последних 120 лет способствовала превращению Новосибирска в индустриальную, научную и культурную столицу Сибири, Транссибирский арт-фестиваль обеспечит приток превосходных артистов, наилучших традиций и уникальных достижений в области различных видов искусства». Так сказал Вадим Репин — в стилистике знаменитой фразы Ломоносова про Сибирь. И действительно, фестиваль, подобно магистрали, продолжает прокладывать путь исполнителям. Правда, он должен был открыться еще 20 марта концертом «Снова в путь» — пьянящими мелодиями и гармониями «Летучей мыши» Штрауса в исполнении звездных солистов Венской оперы, но этого, к сожалению, не случилось по известным причинам.
Хотя весеннее открытие седьмого Транссиба — наперекор надвигающейся пандемии — получилось ярким, зрелищным и динамичным. Еще бы: тогда вместе с Вадимом Репиным, его скрипкой и филармоническим камерным оркестром на сцену Концертного зала имени Арнольда Каца вышли артисты балета во главе с блистательной примой Светланой Захаровой. Трудно не признать, что искусство балета с его энергией движения и на наших глазах создающейся пластической и духовной красотой задало поступательный ход фестивалю. Как известно, он продолжился уже в онлайн-режиме (полтора миллиона включений!), а спустя полгода вновь обрел реальных, находящихся в зале слушателей.
На концерте 14 сентября с мировой премьерой композитора-юбиляра Арво Пярта (85 ему исполнилось буквально накануне) публике были представлены сюита Равеля «Моя матушка Гусыня» (наполненная детскими фантазиями и мечтами) и весьма актуальная в период пандемии трагичная La Sindone — «Плащаница» Пярта, созданная в 2006 году как оркестровое сочинение — и специально для фестиваля Вадима Репина оформленная в версию с солирующей скрипкой. А затем, во втором отделении — Четвертая симфония Шумана, как бы повествующая о том, чем наполнены наши дни сегодня, — драматизм бытия и жесткая повседневность, которая усмиряется лишь иронией или уходом от нее в иные измерения… Дирижер Валентин Урюпин, уже хорошо известный в Новосибирске, стал прекрасным партнером Вадиму Репину на нынешнем фестивале, заменяя не имевших возможности приехать зарубежных коллег.
Но при чем тут «Летучая мышь»? — спросите вы. — И Венская опера?
Как ни удивительно, и обещанные вокальные удовольствия в какой-то степени Транссиб смог материализовать. Увы, не для всех, кто мог и хотел бы ими насладиться. Пожалуй, слишком поздно было объявлено об этом словно возникшем из воздуха концерте — Opera Viva! В тысячном зале было до обидного мало слушателей, но те, кто пришел, вовсе не пожалели о двух с половиной часах общения с выпускниками молодежной программы Большого театра, отметившей недавно свое десятилетие. Здесь были Моцарт и Россини, Верди и Гуно, Доницетти, Даргомыжский, Чайковский и Рахманинов… «Ручку, Церлина, дай мне» и серенада самого известного соблазнителя из «Дон Жуана», знаменитые «Опять Онегин встал на пути моем…», «Весь табор спит», ария Маргариты «с жемчугом» и никогда не устареющая ария о клевете из «Севильского цирюльника»…
Валентина Феденева (сопрано), Алексей Лавров (баритон), Григорий Шкарупа (бас) с успехом поют ныне в Метрополитен, Берлинской опере, питерских музыкальных театрах — и не только. В дуэтном составе на следующий день артисты выступали еще и в Краснообске, в Доме ученых СО РАСХН. И, конечно, вместе с ними великолепный пианист Павел Небольсин — совсем небезызвестная фамилия для Новосибирска музыкального.
Пусть не все смогли посетить эти концерты, зато их трансляцию можно было видеть на сайте филармонии в течение суток.
Так же, как и трансляцию состоявшегося здесь 7 октября концерта «Магическое число четыре», перенесенного с 5 апреля. Название отражает участие в нынешнем Транссибе Квартета имени Бородина, отмечающего в этом году свой значительный юбилей: это поистине легендарный ансамбль, ведущий свою историю с 1945 года.
Но это не единственный повод для разговора о концерте. Без преувеличения, его можно назвать еще одним уникальным проектом седьмого Транссибирского.
Все же не каждый год, если не сказать, что не каждую пятилетку, можно услышать концерт для струнного квартета с оркестром, как это случилось в среду. Подобных произведений в мировой музыкальной литературе вовсе не много, можно пересчитать по пальцам одной руки. На этот раз прозвучало сочинение Луи Шпора, легендарного музыканта XIX века, соперника и конкурента самого Паганини, — хотя известно и об их совместном исполнении скрипичных дуэтов великого скрипичного мага.
Соревнование с квартетом — и надо сказать, достойное — вел в процессе концерта филармонический камерный оркестр. На этот раз за дирижерским пультом находился художественный руководитель и главный дирижер оркестра симфонического — Томас Зандерлинг. Во втором отделении он великолепно провел исполнение «Серенады для струнных» Чайковского.
И это были еще не все «наши». В состав квартета буквально накануне — пожалуй, даже не вошел, а влетел, заняв место первой скрипки, воспитанник новосибирской скрипичной школы, третьекурсник Московской консерватории Иван Наборщиков, лауреат международных конкурсов (в том числе год назад состоявшегося очередного конкурса юных скрипачей под патронажем Захара Брона). Прекрасный серьезный музыкант с большим будущим, имеющий уже сейчас множество поклонников, но, к сожалению, не сумевший взлететь сегодня на пьедестал первой скрипки квартета имени Бородина.
А в открывавшем концерт квинтете Дворжака публика услышала чудесного молодого 24-летнего пианиста Марка Парфенова. Лауреат нескольких престижных конкурсов ученик нашего выдающегося музыкального педагога и профессора, заслуженного деятеля искусств России Мэри Симховны Лебензон. С таким пианистом хотелось бы слышать опус Дворжака в полном объеме, но, увы, музыканты ограничились двумя частями.
Но как бы то ни было, Транссиб продолжает свой путь.
Следующие фестивальные встречи намечены на конец октября. Нас ждут «Королевские игры». С филармоническим камерным оркестром в качестве дирижера и пианиста выступит представитель известной музыкантской династии Иван Руднев (Москва). Название «игр» возникло в связи с персоной дирижера: им должен был стать Илья Король. Но в итоге Король не приехал, а «игры» состоятся.
А 25 октября пройдет концерт в рамках цикла мастер-курсов «Школа мастеров». Несмотря ни на какие препятствия, уже в четвертый раз профессора музыкальных вузов со всего мира проводят с юными музыкантами недельный курс занятий. На итоговом концерте призеры мастер-курсов «Школа мастеров» выйдут на сцену вместе с камерным оркестром «Блестящие смычки» и корифеями исполнительского мастерства.
— Талантливых детей у нас достаточно, каждый год появляются новые имена, наша задача — подарить им путевку в жизнь, — утверждает художественный руководитель фестиваля Вадим Репин.
Ну а сам фестиваль продлится до середины декабря. Так что нас ждет еще немало сюрпризов и открытий.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»