450-летию Шекспира академический «Красный факел» посвятит первую премьеру 2014 года — постановку комедии «Укрощение строптивой», оторванную от традиционных академических трактовок.
КАКОЙ ЖЕ русский не упивался изящным, искрометно-метким слогом британца Уильяма Шекспира? Кажется, не найти такого человека, который бы не знал пары-тройки цитат из его пьес или сонетов. Моя любимая фраза: «Из женщины нетрудно сделать дуру, когда она боится дать отпор» почерпнута из комедии «Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew), потому не скрывала радости, узнав, что минувшей осенью к постановке этого дивного произведения на сцене «Красного факела» приступил режиссер Владимир Золотарь.
Напомню, что Владимир Александрович Золотарь — автор немеркнущего хита краснофакельского репертуара, абсолютного чемпиона по кассовости — мужского стриптиза в двух актах «Только для женщин», выдержавшего за восемь лет более 300 представлений с аншлагами, побывавшего на всех гастролях, пленившего публику доброй дюжины городов страны — от Санкт-Петербурга до Одессы, Челябинска и Новокузнецка. Разумеется, творческая биография питерского режиссера славна не только этим образцом из области entertainment. Но не буду утомлять длинными перечислениями, назову лишь «Войцека» по пьесе Г. Бюхнера, удостоенного Гран-при «Сибирского транзита» и «Золотой маски» и послужившего причиной скандала и увольнения из Алтайского краевого театра драмы имени Шукшина.
ТРИЖДЫ за последние годы Золотарь возглавлял различные труппы, в августе прошлого года был назначен главным режиссером частного омского «Топ-театра», а недавно стал директором Омского ТЮЗа. Зигзаги судьбы этого возмутителя спокой- ствия в среде театральной общественности не обсуждал только ленивый. И похоже, что грядущая премьера «Укрощения строптивой», которая состоится на Большой сцене «Красного факела» 31 января, 1 и 2 февраля, так же станет поводом для дискуссий, ведь Владимир Золотарь ставит спектакль в хулиганском стиле молодежного театрального капустника.
О шекспировской пьесе, датированной 1594 годом (страшно представить, как давно!), режиссер-постановщик говорит, что сама ее природа и тема подвигают к смелой, дерзкой игре.
— Вопреки сложившемуся стереотипу, комедия «Укрощение строптивой» вовсе не о домострое и не о войне полов. Это пьеса о... театре, — утверждает Владимир Золотарь. — Но ставят ее обычно поверхностно, без учета сложного клубка интриг и отношений между большим количеством персонажей. Линия Петруччио-«укротителя» и строптивой Катарины всегда оказывается на первом плане, в то время как шекспировская история начинается с фигуры медника Слая, повздорившего с трактирщицей и спьяну уснувшего на улице. Его подбирает лорд, возвращавшийся с охоты, и, желая устроить розыгрыщ, велит слугам перенести пьяницу во дворец. К Слаю обращаются как к лорду, и он постепенно начинает верить в то, что он лорд. Желая развлечь, ему представляют комедию в исполнении бродячих артистов. Лорд, в свою очередь, предупреждает актеров, что гость помешанный и с ним надо вести себя аккуратнее. И только в этот момент в спектакле внутри спектакля возникает еще один сюжет о красавице Бьянке и ее старшей сестре Катарине с дурным непокорном характером. Возникает еще один спектакль о женихе Бьянки, проникающем в дом под видом учителя, и так далее.
Соавтор режиссера, художник Олег Головко создал высокотехнологичное оформление сцены, включающее онлайн-трансляцию с видеокамер, бегущую строку и прочие привычные для современной жизни реалии, а также «пыльный бархат кулис». Притом костюмы персонажи будут легко и остроумно создавать сами себе из подручных средств, тем самым усугубляя стихию игры, на глазах у публики творя один за другим спектакль в спектакле. Атмосферу «чудесных обманов» подчеркнет и эмоционально заразительная, чувственная музыка молодого композитора Ольги Шайдуллиной, выпускницы Нижегородской консерватории.
Медника Кристофера Слая (кстати, Sly в переводе с английского означает «хитрец») сыграет Георгий Болонев, лорда Виченцио — Игорь Белозеров, Баптиста, отца невесты — Владимир Лемешонок. В многонаселенном премьерном спектакле занята большая часть труппы, причем многие роли будут исполняться в двух составах. Например, влюбленного в Бьянку Люченцио сыграют Сергей Богомолов и Антон Войналович, а саму Бьянку — Дарья Емельянова и дебютантка Клавдия Качусова. Также зрители вновь увидят на подмостках Олега Майбороду, Константина Телегина, Светлану Плотникову. На афише же, украсившей фасад «Красного факела», лики Антонины Кузнецовой и Павла Полякова, вздорной Катарины и обаятельного Петруччио. Там же значится возрастное ограничение 18+, хотя на этот раз режиссер Владимир Золотарь обошелся без мужского, а также без женского стриптиза, но не счел возможным вымарывать пряный, откровенно «взрослый» юмор Уильяма нашего Шекспира, как и не отрекся от его утверждения «весь мир — театр».
Ирина УЛЬЯНИНА, «Новая Сибирь»