«Красный факел» впервые стал амбассадором Дня Сибири в Москве. На сцене Театра Наций крупнейший новосибирские артисты сыграли спектакли, признанные визитной карточкой труппы. «Бесы» и «Мертвые души» в постановке художественного руководителя Андрея Прикотенко продемонстрировали новый творческий курс на классику, собрали аншлаговые залы и провели красивую символическую арку от легендарных гастролей 1953 года, когда театр получил от столичных критиков звание «Сибирского МХАТа», к 105-му сезону, за первые месяцы которого коллектив успел покорить и первопрестольную, и город на Неве.
День Сибири является частью масштабной программы по представлению культуры Новосибирской области в других субъектах РФ и за рубежом. Нынешней осенью имиджевый проект региона прошел в Москве, включив в себя гастроли театра «Красный факел» и презентацию важнейших стратегических направлений развития сферы культуры. Мероприятия посетили первый заместитель председателя Государственной Думы Александр Жуков, член Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации Вячеслав Стародубцев, народный артист России Вадим Репин, а также руководители федеральных медиа, представители Новосибирского землячества в Москве и известные деятели культуры.
«Мы определяем для себя три основных составляющих сибирский культурного кода — человек, наука и искусство, — отмечает министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина. — В Сибири культура становится синтезом колоссального количества разнонациональных традиций, подкрепленных научными достижениями. Это позволяет нам создавать адресный культурный продукт, востребованный не только в Новосибирской области, но и далеко за ее пределами. Сегодня мы представляем новый вектор развития театра, который сохраняет и переосмысляет важнейшие театральные традиции, опираясь на лучшие образцы мировой литературы, формирует классический репертуар, востребованный и созвучный современному зрителю».
В дальнейшем планируется, что День Сибири станет ежегодным событием для жителей столицы, к которому смогут присоединиться музейные, театральные и музыкальные коллективы Новосибирской области. И все же первым в летопись празднования знакового для идентичности региона праздника был вписан «Красный факел». 34 артиста провели в воздухе почти семь часов, преодолели около шести тысяч километров, запустили под колосники 100 кг искусственного пепла и 500 воланчиков, чтобы стать частью масштабной культурной программы и вернуться к новосибирским зрителям.
«Гастроли всегда являются серьезным испытанием для театра, но ноябрьский визит в Москву стал вдвойне ответственным событием для нашего коллектива, — рассказывает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Мы не только представили столичной публике спектакли, демонстрирующие наши творческие возможности и вместе с тем воплощающие художественную миссию «Красного факела», но и стали частью важного мероприятия ‒ Дня Сибири, в рамках празднования которого получили возможность познакомить жителей столицы с лучшими образцами театральной культуры нашего региона. Когда-то с легкой руки московских критиков «Красный факел» получил неофициальное звание —«Сибирский МХАТ». В этом сезоне нам удалось в очередной раз приумножить успех, заложенный предыдущими поколениями краснофакельцев. Хочу поблагодарить за доверие и поддержку правительство и министерство культуры Новосибирской области, а также зрителей и Театр Наций, ставший для нас надежным партнером».
Билеты на оба гастрольных показа были раскуплены за считанные часы. В Москве новосибирцев ждали. Да и сибиряки со своей стороны отобрали для встречи со столичной публикой спектакли, в которых раскрывается взятая два сезона назад новым руководством репертуарная стратегия — создание современного классического театра, театра большой формы, великой литературы и актерского мастерства. При этом у каждого спектакля, смело и нестандартно исследующего «Россию с ее бескрайними просторами и бездонными характерами», сложились свои отношения не только с незнакомой публикой, но и со сценой Театра Наций, где проходили гастроли.
«Мертвые души» — опытный гастролер. Новосибирская версия поэмы Гоголя успела побывать в Минске, Уфе и Санкт-Петербурге. Художественный мир спектакля выстроен таким образом, что легко адаптируется под любую театральную площадку. Достаточно взять напрокат пару фортепиано (домашние инструменты не терпят контейнерной перевозки). А выпущенные в сентябре этого года «Бесы» требуют строгой геометрии пространства. Специально для единственного московского показа были созданы новые декорации, повторяющие заложенные в визуальную концепцию спектакля очертания и при этом отражающие конфигурацию другой сцены.
«Площадка Театра Наций существенно отличается от «Красного факела» по габаритам и сценическому объему. Особенно сложным испытанием московские гастроли стали для «Бесов». На новой сцене мы потеряли почти половину домашней глубины — пришлось целиком перекомбинировать спектакль. Хочу поблагодарить команду Театра Наций, которая помогла нашей технической группе сделать все необходимое. Предварительные работы, ночной монтаж, тайминги — все было выполнено четко, по графику и с большим профессионализмом, — подчеркивает художественный руководитель театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Можно смело поздравить нас с совместным успехом. Артисты были на высоте. Зритель, как мне кажется, очень хорошо принимал обе постановки, и спектакли состоялись на гостевой площадке во всей своей сложности, выразительности, содержательности и эмоциональности. Теперь и в Москве знают о том, что в Сибири есть театр, который заражен идеей создания сильного классического репертуара, и мощная артистическая труппа, способная реализовывать столь масштабные замыслы».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Василия ВАГИНА