В «Глобусе» продолжает работу тьютор-центр для школьных театров

0
672

Проект «Тьютор-центр», который второй сезон проходит в стенах новосибирского молодежного театра «Глобус», вновь открыл двери для руководителей школьных театров и педагогов дополнительного образования, чтобы вдохновлять и просвещать неофитов сценического искусства. Участниками осеннего потока стали 60 представителей учительского сообщества, и каждому из них предстоит прослушать лекции, пройти мастер-классы, побыть в тренинге и поделиться опытом со своими коллегами.

В 2021 году представители федерального министерства просвещения поставили перед подведомственными учреждениями задачу создать до конца 2024 года в каждой образовательной организации свой театр. Цель масштабной «театрализации» — выявление, развитие талантов и одаренностей в детях, формирование детского коллектива и духа командного единения. Идея получила поддержку президента России и была принята к исполнению. Система школьных театров стала неуклонно расти и на данный момент насчитывает 38 833 коллектива от Сахалина до Кольского полуострова.

Подавляющее большинство этих учебных объединений остро нуждаются в поддержке профессионального театрального сообщества. В Новосибирской области образовательно-просветительскую работу взял на себя «Глобус». В прошлом году молодежный театр выступил первым и пока единственным в России организатором площадки, помогающей не только словом, но и делом школьным театрам.

Миссия проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» — формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития школьных театров в образовательных учреждениях Новосибирска и Новосибирской области. Программа проекта включает теоретические и практические занятия, лекции, тренинги, круглые столы и работу в группах с методистами. Спикерами выступают специалисты в области театральной педагогики и психологии, представители профессионального театра для детей и молодежи и преподаватели профильных высших учебных заведений столицы Сибири.

Прошлой осенью тьютор-центр встретил первый поток участников. Нынешней осенью пришло время второго потока. Слушателями очных сессий, которые проходят в октябре и ноябре, стали шестьдесят руководителей школьных театров. Старт обучающему процессу задал круглый стол «Школьный театр» в опыте первопроходцев — от проблем к решениям», в рамках которого организаторы тьютор-центра рассказали об опыте первых встреч, проведенных при поддержке Фонда президентских грантов. Были озвучены «болевые точки» деятельности школьных театров на территории региона, обсуждены итоги деятельности и перспективы развития запущенного «Глобусом» просветительного формата.

Первое практико-ориентированное занятие «Многообразие способов рассказывания историй в современном театре» провела режиссер Варвара Попова. В современном театре человек превращается из зрителя в активного участника постановки. Иммерсивные спектакли, спектакли-«бродилки», спектакли-променады, спектакли-квесты, спектакли-погружения в последние несколько лет все чаще интересуют молодых режиссеров и их аудиторию. Зрителю предлагается впечатление: эмоциональное, кинестетическое, визуальное. В развитии этой темы спикер обратилась к эстетике перформативности профессора искусствоведения Эрики Фишер-Лихте, к теории «театра жестокости» Антонена Арто, психодраме Якоба Морено и театротерапии Николая Евреинова. Варвара Попова подробно рассказала о таких формах актуального театра, как вербатим, класс-акт, плейбек-театр, иммерсивный театр, сайт-специфик, партиципаторный театр и театр горожан, а также дала рекомендации, как применить эти знания в упражнениях со школьниками. Практическим блоком стало знакомство с искусством рассказывания историй — сторителлингом, принципы и форматы которого слушатели опробовали в режиме тренинга.

Режиссер, педагог, профессор кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института Эльмира Куриленко прочла лекцию «Построение спектакля. Особенности конструктива». Она сконцентрировалась на методе действенного анализа текста — инструменте, без которого немыслимо поставить качественный спектакль, — обратившись к опыту выдающегося режиссера Георгия Товстоногова. Слушатели познакомились с понятиями «исходное событие», «предлагаемые обстоятельства», «идея» как ключевая составляющая в профессиональном аппарате режиссера, «драматургический конфликт», «последнее событие». Между позициями режиссерского анализа существуют прочные логические связи, именно они стали предметом рефлексии и мыслительных практик собравшейся аудитории.

Еще одним спикером проекта стала специалист по русской литературе XX века, сценарист и драматург Екатерина Гилева. Она рассказала об основах инсценирования и работе режиссера-педагога детской театральной студии с литературным материалом. Среди освещенных тем: исследование границы между инсценировкой и пьесой «по мотивам», этапы работы с прозаическим материалом при создании инсценировки, структура сюжета, ритмическая организация прозаического текста, особенности диалога в драматургии.

Впереди у участников знакомство с новыми методиками актерского тренинга, практические советы по оформлению школьных спектаклей, прокачивание навыков освоения сценречи и движения и погружение в новые формы театральной коммуникации.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус».

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.