В Театре Афанасьева появится свой «Затейник»

0
1382

Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева готовит премьеру спектакля «Затейник» по одноименной пьесе Виктора Розова. Интерпретирует драму, написанную полвека назад, когда герои были романтическими, испытания ‒ нравственными, а реализм скромным и честным, актер и режиссер Петр Владимиров. В его карьере – это первый постановочный замысел, реализованный на сцене ГДТ. Премьерные показы «Затейника» назначены на 11 и 12 мая.

Виктор Розов ‒ один из самых известных советских драматургов, плотно работавший с жизненными токами и сложной сферой человеческих чувств, ведший неравный бой против приспособленчества и «испытания сытостью», задавший и сегодня небесполезный – как минимум ‒ вопрос: как жить – чувством или разумом? Идеалист, давший театру целое поколение «розовских мальчиков», отчаянных, горячих, безрассудных, не умеющих оседлать жизнь и производить элементарные меркантильные расчеты, но так отчетливо чувствующих вкус к этой жизни и пульсирующую правду. Противник безответственности и проводник света в искусстве. Автор двадцати пьес и шести сценариев, которые на волне нынешнего возвращения к драматургии шестидесятников оказываются наименее востребованными, и уже от того привлекают к себе внимание редкими сценическими воплощениями.

Написанная в 1964 году пьеса «Затейник» относится к позднему периоду творчества Розова. К личной смене вех, когда идеалистическая мысль драматурга все больше утопает в реальности, мир рушится, доверие молодым тает на глазах, финалы стремительно темнеют, рецепты на будущее теряются в ворохе рефлексии и коварное прошлое настигает героев пятном позора, возмездием или печатью печали. Вот и встреча на берегу Черного моря двух старых приятелей, преуспевающего женатого Валентина и одинокого массовика-затейника Сергея, разрушает их зыбкий покой, построенный изначально на предательстве и лжи.

Историю о жертве, жизни и любви со сцены Театра Афанасьева расскажут актеры Павел Поляков, Петр Шуликов, Николай Соловьев, Полина Грушенцева, Анастасия Костецкая и другие. Для режиссера Петра Владимирова «Затейник» станет не только дебютной работой на сцене театра, где он много лет успешно строит свою артистическую карьеру, но и дипломным спектаклем, завершающим его второе образование в НГТИ. «Конечно, быть актером легче, — полагает Петр Владимиров. — За 30 лет в профессии я много чего «потрогал». Опыт большой. А вот быть режиссером оказалось неожиданно тяжело. К тому же пришлось репетировать с двумя составами – это требование администрации из-за короновирусной ситуации, чтобы можно было заменить актеров, ушедших на больничный. Зато быть режиссером – интересно и увлекательно. Здесь для меня много открытий, “новое дыхание”».

Для Петра Владимирова в увлекательном путешествии в новую профессию и воплощении не самой востребованной пьесы не самого популярного сегодня советского классика есть свой резон. Во-первых, традиция обращения коллектива под руководством Сергея Афанасьева к драматургии оттепельных шестидесятых, сформировавшая у единственного авторского театра Новосибирска свой уникальный винтажный образ и заземленный в прошлом столетии репертуар. «Розов был выбран потому, что по крепкой традиции театра здесь часто ставят пьесы советских драматургов-шестидесятников, — подчеркивает режиссер спектакля «Затейник» Петр Владимиров. — Сам Сергей Николаевич ставил много спектаклей по Володину и Вампилову. А вот Розова, кстати, у нас не слишком часто ставили. И мастер, посмотрев на экзаменах отрывок из этой пьесы, предложил мне поставить именно “Затейника”».

Во-вторых, личные художественные предпочтения. «Пьеса написана на излете хрущевской оттепели. Написана автором, как мне кажется, со сложными чувствами разочарования, боли и нежности. Она не идеалистическая, там нет «розовских мальчиков», ‒ делится впечатлениями режиссер. — История имеет тенденцию повторяться, и мы не можем повлиять на ее спирали, но мы способны не повторять ошибок предков. Мне хотелось бы, чтобы зрители, посмотрев спектакль, задумались: что самое важное в жизни? Ради чего мы живем? Что надо беречь в себе и в других людях? В других – особенно! Мне кажется, это очень актуально. Особенно сегодня, когда мы живем в такое сложное время, и хочется, не повторяя ошибок прошлого, прожить свою жизнь достойно».

В драме «Затейник» семь действующих лиц, несколько сюжетных линий и сеть разветвляющихся, мерцающих тем. Однако, работая с камерным пространством Городского драматического театра, режиссер решил сосредоточить внимание на главном – по его мнению, разумеется. «Это камерная пьеса, и ставим мы ее в камерном пространстве, — рассказывает Петр Владимиров. — Пьесу я сократил. Убрал несколько персонажей. И выделил одну основную тему ‒ «необоснованной жертвы». Героиня, спасая любимого от репрессий, пожертвовала своей любовью. Проходит 17 лет, становится понятно, что ее жертва была напрасной, роковой ошибкой. Жизни без любви нет. Любовь оказывается главнее жизни – и происходит крах судьбы».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Фото Евгения НИКИТЕНКО.

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.