Новосибирский театр кукол побывал на Челябинском фестивале, не покидая родную площадку.
Новосибирский театр кукол принял участие в VII Международном фестивале кукольных спектаклей для взрослого зрителя «Соломенный жаворонок в сети». Форум, в офлайн жизни территориально привязанный к Челябинску, впервые в своей истории проходил в интернет-пространстве и собрал у экранов гаджетов рекордное количество зрителей.
«Соломенный жаворонок» появился на карте Челябинска в 2006 году, но только через четыре года стал единственным в своем роде фестивалем кукольных спектаклей для взрослых. Организаторами форума выступает Челябинский театр кукол имени В. Вольховского. Фестиваль собирает под своей крышей лучшие российские и зарубежные работы режиссеров, носит конкурсный характер, но победителей выбирает не профессиональное жюри, а сами участники путем тайного голосования. Экспертная оценка дается спектаклям лишь на стадии обсуждения — после каждого показа известные театральные критики и режиссеры беседуют с создателями и зрителями в формате открытой встречи.
Нынешний выпуск «Соломенного жаворонка» организаторы посвятили 85-летнему юбилею театра-устроителя. В этом году из-за пандемии COVID-19 и капитального ремонта театра оргкомитет фестиваля решился на эксперимент — поменять привычный очный формат фестиваля на прямые трансляции. Таким образом, в 2020 году театр провел седьмой по счету, пятый по возрастному цензу и первый онлайн-фестиваль.
«Соломенный жаворонок в сети» длился 12 дней. Программа, собранная из присланных на конкурс видеозаписей, демонстрировалась на официальном канале театра в YouTube. В афише был заявлен 31 спектакль из 28 российских городов и двух театров из Франции. Никто из участников не покидал родные площадки, но получил общую аудиторию в количестве более 17 тысяч зрителей из разных уголков мира. Кроме того, в рамках «Соломенного жаворонка в сети» прошло 25 обсуждений, которые также вызвали неподдельный зрительский интерес. Состоялось 11 выпусков онлайн-шоу «Вечерний жаворонок», девять прямых включений-интервью с создателями спектаклей и руководителями театров и два конкурса для зрителей и участников.
Единственным участником фестиваля от Новосибирска стал областной театр кукол. На суд сетевого зрителя труппа из Сибири представила спектакль «Похороните меня за плинтусом». Работа новосибирского режиссера Эльмиры Куриленко — не только редкая кукольная версия нашумевшей повести Павла Санаева, но и одно из немногих взрослых названий в репертуаре НОТЕК.
«Новосибирский областной театр кукол много лет позиционировал себя как театр сказки и был ориентирован на детского зрителя, — рассказывает художественный руководитель отделения театра кукол Новосибирского театрального института и один из самых оригинальных мастеров кукольного дела в городе на Оби Эльмира Куриленко. — Это их честь и право, но сейчас, мне кажется, тенденции современного театра кукол таковы, что театр может и должен развивать и другие направления — театр для взрослых, театр эксперимента, театр фактур, лаборатории различного рода. Сейчас театры кукол нашей страны активно этим занимаются. И очень хороший опыт бывает. «Похороните меня за плинтусом» — третий спектакль для взрослых в Новосибирском театре кукол. Он дает театру что-то альтернативное, чего раньше не было, создает прецедент, поле для дискуссий. Мы взяли довольно острую социальную драму, но значительно сократили первоисточник, чтобы адаптировать литературный материал к специфике театра кукол. Остался треугольник взаимоотношений — Бабушка, Мать и мальчик Сашенька. Но, с другой стороны, возможности театра кукол позволили нам задать этим отношениям другой масштаб бытия — выйти в символический и метафорический план. Таким образом, рассказ о мальчике, которого мать оставила на воспитание бабушке, превратилась в историю-знак, историю-символ о трех эго-состояниях каждого человека. В каждом из нас живет «Дитя» (Сашенька), которого обижают, ограничивают, унижают и наказывают. В каждом из нас живет «Злой родитель» (Бабушка), который порой не владеет своими эмоциями, гневается, обижается, требует любви, полного послушания и внимания, хотя на самом деле это «кричит» в родителе его обиженное, недолюбленное, фрустрированное «Дитя». Мы ведь все живем и всю жизнь усмиряем в себе Минотавра, стараемся удержать эту бабку в себе на коротком поводке. Кому-то больше удается это, кому-то меньше — зависит от уровня интеллигентности и внутренней культуры человека. Ну и в каждом из нас есть «Взрослый» (Мать) — человек, от которого ждут решений, ответственности, заботы и любви. Но принимать взрослые решения, брать ответственность на себя очень трудно и быть взрослым тоже очень трудно».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА