День святого Валентина не только «профессиональный» праздник всех влюбленных, традиционно отмечающийся 14 февраля во многих странах мира, но и повод поговорить о сложных и прекрасных чувствах ‒ объясниться, устроить необычное свидание, посмотреть ромком или погрузиться в бессмертный роман, на страницах которого представлены все оттенки взаимоотношений. В самый сердечный день в году «Новая Сибирь» попросила представительниц четырех новосибирских театров поделиться личным читательским опытом и назвать лучшую книгу о любви. Получилась очень субъективная, но весьма пронзительная подборка.
Екатерина Жирова, актриса театра «Красный факел»:
— Если бы меня спросили, какое создано лучшее произведение о смысле жизни, я бы ответила: «Сто лет одиночества» Маркеса. Если бы меня спросили, какое лучшее произведение написано о семье, я бы ответила: «Сто лет одиночества» Маркеса. Лучшее произведение о вере, надежде, вселенной, войне и мире? «Сто лет одиночества» Маркеса! И, как ни странно, о любви. Даже, наверное, о дикой жажде этой любви, о неумении любить во многих поколениях, о стремлении к этому чувству, отстаивании права на любовь и ее потере. В этой книге любовь очень животная, стихийная, жаркая, мистическая, поднимающаяся до какого-то собственного космоса Макондо. Ну и, конечно, все рассказы Наринэ Абгарян о детстве и Армении, где любовь теплая, как бабушкины руки, со вкусом свежевыпеченного хлеба, сушеных яблок и чабреца.
Ирина Камынина, актриса театра «Глобус»:
— «Триумфальная арка» Ремарка стоит на особой полке моей души. Она не похожа ни на одну другую книгу, хотя и перекликается с другим, пожалуй, самым моим любимым романом ‒ «Идиотом» Достоевского. Одна из главных тем, которую проносят сквозь сюжет героини этих произведений, ‒ невозможность позволения любви. И там, и там героиня не дает себе права на любовь. Она боится этого чувства, считает себя женщиной, недостойной любви, женщиной, скажем так, легкого поведения, хотя на самом деле перед нами очень глубокая личность. В «Триумфальной арке» Жоан встретила Равика на мосту, когда собиралась покончить с собой. С этого началась их мучительная, но абсолютно настоящая любовь, на которую был отведен ровно год. Он ‒ немец, блестящий хирург. Она ‒ итальянка, актриса. Он хочет быть рядом с ней, готов пожертвовать всем ради нее, а она считает, что не достойна этого человека. Они встречаются, расстаются. Она заводит бесконечные романы, которые всегда плохо заканчиваются. Он всякий раз принимает и утешает ее, ведь любовь к этой женщине наделяет его огромной силой. Эту книгу стоит прочитать не только из-за оригинальной истории и прекрасного, подробного, образного, кинематографичного языка, но и ради самого красивого объяснения в любви в мировой литературе, написанного на разрыв сердца.
Джемма Аветисян, режиссер, художественный руководитель «Первого театра»:
— Любовь бывает разная, и разнообразие ее видов прекрасно и ужасно одновременно. Как бы это ни звучало, любовь ‒ самое главное и великое чувство на земле. Уметь нести, хранить в себе любовь и отдавать ее другому человеку и окружающему миру – дар, которым, к сожалению, обладает не каждый, но возможность прикоснуться, познать, проникнуть в глубины чувств нам дают великие произведения великих людей. Меня покорило несколько книг, которыми хочется поделиться. «О, возлюбленная моя!» ‒ письма Вольфа Мессинга его жене Аиде Мессинг-Рапопорт. Стихотворения Арсения Тарковского, безусловный фаворит среди которых для меня ‒ «Первые свидания». И «Анна Каренина» Толстого. Лев Николаевич ‒ невероятно тонкий психолог. Он настолько подробно и детально прописал нюансы нескольких видов любви, что даже добавить нечего – есть только желание погружаться, перечитывать раз за разом, совершать для себя новые маленькие открытия и находить откровения внутри образов героев.
Анна Фроколо, солистка Новосибирского музыкального театра:
— Одна из любимых книг, к которой я все время возвращаюсь, ‒ трилогия Дины Рубиной «Люди воздуха». Во-первых, герои всех трех романов очень созвучны моей актерской профессии. Все они ‒ люди искусства или имеют к нему отношение. Во-вторых, сами сюжеты, подробные и наполненные, мне кажется, так и просятся на театральную или киноплощадку. Как говорят у нас: есть что играть. И, главное, сам язык, которым написана книга. Я бы сравнила его с кружевом. Легкость, с которой автор переплетает людей и события, недавнее прошлое, размышления о профессиях героев, исторические справки и научные факты ‒ все это настолько гармонично, что не создает впечатления «романа». Со временем у меня появились любимые главы, я узнала много нового и, перечитывая, получаю долю вдохновения, восхищаясь людьми, которых оживила на своих страницах Дина Рубина. Априори эти книги рассказывают о любви. О любви к Родине, к городам, где герои выросли, к профессии, к людям, наполненным своим талантом, к самой жизни со всеми ее перипетиями, конечно, о любви мужчины и женщины: «Глянули друг другу в глаза и рассмеялись. И сразу оба легко перешли на “ты”, словно избыли какую-то досадную повинность, а теперь можно обо всем как следует поговорить» («Белая голубка Кордовы»).
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО, Дарьи ЖБАНОВОЙ, Гульназ ВДОВИНОЙ и из личных архивов