«Вишневый сад» спустя двадцать два года

0
2687

30 апреля «Старый дом» представит уникальную трансляцию: впервые на цифровых экранах будет показан «Вишневый сад» в постановке легендарного новосибирского режиссера Изяслава Борисова. 

Роли в спектакле исполнили ведущие актеры недавно переименованного из облдрамы в «Старый дом» театра — Халида Иванова, Сергей Безродных, Евгений Новиков, Виктор Пиджаков, Иван Мальцев и др. Премьера спектакля состоялась 14 марта 1998 года. Этой весной исполнилось двадцать два года со дня первого показа, что послужило веским доводом в пользу того, чтобы показать поклонникам «Старого дома» раритетную запись, сделанную когда-то любительской видеокамерой и чудом уцелевшую в театральных архивах.

Изяслав Борисов
Изяслав Борисов

«Для меня это спектакль русской земли и русского неба, а не разговор об утрате какой-то там особой культуры или аристократии, — рассказывал в одном из интервью накануне премьеры режиссер Изяслав Борисов. — Как говорят у Чехова: «Наш климат не может быть в самый раз… Мороз в три градуса, а вишня вся в цвету!» Мне в моем «Вишневом саде» нравятся актеры. А Халида Иванова (Раневская) — сегодня из тех, кто может на сцене останавливать мгновение. Это человек с огромным достоинством».

Архивный кадр с репетиции

Московский критик Ольга Галахова писала о спектакле и работе будущей народной артистки России: «Это не беспечное существование. Это потеря смысла жизни от горьких утрат. У нее нет силы сопротивляться. Это добровольное движение на собственную погибель. Раневская у Ивановой еще не морфинистка, но уже алкоголичка. Иванова — современная, мужественная актриса. Герои этого «Вишневого сада» — дети. Борисов сочетает клоунаду с психологическим театром. И клоунада не разоблачает героев, а помогает раскрыть их человеческое содержание».

На протяжении всего действия на заднем плане сцены среди манекенов (еврейского оркестра, о котором герои говорят, но который не появляется в тексте пьесы) тихо существовал безмолвный актер, скрипач. Вот он выходит на авансцену, поднимает руку со смычком — и зал замирает. Этого персонажа нет в пьесе. Изяслав Борисов ввел его в спектакль, когда понял — сидящий часами на репетициях, не занятый в спектакле актер создает какую-то особую ауру, и ее чувствуют все…

Чеховская комедия ярко вспыхнула на новосибирском театральном небосклоне и непростительно быстро сгорела. Спектакль сняли, исходя из совершенно не имеющих к искусству соображений. «В этом спектакле все происходит на станции с низенькими заборчиками. Чемоданы в чехлах так и остаются нераспакованными, потому что никто никуда не уезжает и ниоткуда не приезжает. Все здесь живут в мире иллюзий, театральных ли, болезненных — не важно. И был ли на самом деле сад, тоже неизвестно… Маски как атрибут игры, манекены и куклы как партнеры в этой игре — все это создает странную, тревожную атмосферу спектакля, где призрачность действительности лишь подчеркивает подлинность, четкую мотивированность человеческих отношений», — отметила в парижском альманахе «Русская мысль» И. Мягкова.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.