Визуализация юбилея: Новосибирский музыкальный театр погрузился в музейное пространство

0
1084

Новосибирский музыкальный театр категорически отказывается «писать о феврале навзрыд». В последний месяц зимы труппа традиционно отмечает день рождения, а в этом году и того больше ‒ празднует юбилей. В честь 65-летия команда, работающая в самом «легкомысленном» музыкальном жанре, позволила себе погрузиться в глубины собственной истории и запустить на главной площадке Краеведческого музея выставочный проект «К юбилею Новосибирского музыкального театра. Работы художников».

Отношения между двумя новосибирскими институциями ‒ краеведческим музеем и музыкальным театром ‒ сложились так давно, что без преувеличения могут считаться родственными. Первая совместная выставка была организована в 1999 году, а с 2009 года тематические экспозиции выходят в музейное пространство с регулярным шагом раз в пять лет. К нынешнему юбилею организаторы арт-коллаборации решили сосредоточить внимание на визуальной культуре Новосибирского музыкального театра, образной системе координат, из которой рождаются спектакли и складывается репертуар, жанрово давно переросший те задачи, что ставились перед новорожденным коллективом 65 лет назад.

«Находятся еще люди, которые считают оперетту несерьезным видом искусства. Мы придерживаемся иного мнения и ставим перед собой задачу создать театр высокой музыкальной и художественной культуры, утверждающий жанр музыкальной комедии», — отвечал на вопросы журналиста газеты «Вечерний Новосибирск» в августе 1958 года директор театра оперы и балета Семен Зельманов. Именно на базе «Сибирского Колизея» был создан театр оперетты, призванный «наиболее полно удовлетворить культурные запросы новосибирцев». На формирование труппы были брошены местные певческие и балетные кадры, а также творческая молодежь из Москвы, Киева и Харькова. Стать хористом захотели 240 участников художественной самодеятельности, правда, пройти конкурсный отбор удалось только 24 вокалистам. В состав театрального оркестра вошло 36 музыкантов, а подготовкой декораций, костюмов, обуви и реквизита должны были заняться мастерские театра оперы и балета.

Играть спектакли труппа планировала в «специальном здании на 1080 мест, с вращающейся сценой, оборудованной современной театральной техникой и электротехникой», которое располагалось в парке имени Сталина. Правда, анонсируя открытие театра, руководитель очень переживал о том, что темпы строительства сильно отстают от творческих планов: ведь в благоприятные летние месяцы никакие работы на объекте не велись, и теперь приходится рассчитывать исключительно на энтузиазм рабочих.

Как показывают нехитрые арифметические расчеты, опасения театрального менеджера не были напрасными. Азарт строителей по доработке под нужды театра летнего кинотеатра оказался не настолько силен, чтобы сдать объект к обещанным ноябрьским срокам. Открытие состоялось 2 февраля 1959 года, однако премьера героической оперетты Исаака Дунаевского «Вольный ветер», хоть и получила высокую оценку зрителей и критиков, но прошла в стенах театра оперы и балета. Там же родились еще четыре постановки ‒ «Летучая мышь», «Где-то на юге», «Сильва», «Поцелуй Чаниты».

В новом помещении, которое еще несколько лет будет достраиваться и перестраиваться, театр оперетты начал работу только 9 января 1960 года ‒ в этот вечер артисты представили премьеру шестого репертуарного названия и сыграли «Свадьбу в Малиновке» в присутствии автора ‒ композитора Бориса Александрова.

Если особенности русской стройки с тех пор совсем не изменились, то художественные амбиции и творческие возможности теперь уже Новосибирского музыкального театра выросли и раздвинули горизонты, о чем и рассказывают образы юбилейной выставки, эксплицирующие путь и вехи коллектива. Основную часть экспозиции составили эскизы, макеты декораций и костюмы известных театральных художников, визуализировавших в разные годы режиссерские замыслы на этих подмостках: работы Вячеслава Окунева («Свадьба Кречинского»), Елены Вершининой («Фома»), Елены Турчаниновой («Наш Пигмалион», «Безымянная звезда»), Кирилла Пискунова («Одиссея капитана Блада», «Два капитана»), Алексея Паненкова («Тристан и Изольда»), Софьи Кобозевой («Средство Макропулоса») и других.

В такт оперетте, музыкальной комедии и мюзиклам, принимающим на сцене Новосибирского музыкального театра самые причудливые формы ‒ от мистического фолка и русского рока до научной фантастики и сказочной фантасмагории, бегут по Колонному залу Краеведческого музея карусельные лошадки, бренчит картонная гитара, покачивают перьями изысканные шляпы, бряцает бутафорским железом средневековое оружие, выпрастывается из стены гигантский дракон и вертит штурвалом Всероссийский фестиваль новых музыкальных проектов «Другие берега».

Особое внимание стоит уделить макету грядущей премьеры: над мюзиклом «Два капитана», сочиненным Андреем и Нонной Кротовыми специально по заказу НМТ, работают режиссер Дмитрий Турков и художник Кирилл Пискунов. Команде спектакля предстоит непростая задача — оставаясь в координатах исторической эпохи, уместить в два часа сценического времени события, которые разворачиваются в книге на протяжении 30 лет. Мировая премьера по приключенческому роману Вениамина Каверина пройдет в марте, пока же зрителям обещаны «история настоящей любви, яркие герои, тайны, испытания, мелодии, которые идут от сердца к сердцу, и хитовые номера».

Исторический блок выставки представлен архивными материалами, которые удалось накопить за 65 лет плодотворной работы, ‒ черно-белые фотографии спектаклей, программки, афиши, буклеты и россыпь фестивальных наград, обещающих к следующей круглой дате набрать материал на новую экспозицию.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

 

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.