Владимир Калужский. Слово и дело

0
2412

Худрук Новосибирской филармонии презентовал путевые заметки искусствоведа. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ книги Владимира Калужского «Венские заметки» прошла в Музыкальной гостиной Новосибирской филармонии. Книга носит подзаголовок «Рожденная интернетом» и отсылает к жанру путевых заметок, поскольку создавалась прямо на «страницах» социальных сетей под впечатлением от неоднократных посещений Вены.

Владимир Калужский не только бессменный художественный руководитель Новосибирской филармонии на протяжении последних двадцати четырех лет, но и самый плодовитый литератор концертной организации. На его счету восемь книг. «Венские заметки» — девятая, вышедшая в свет после пятилетнего «молчания». В сочинении не так много (всего 60) страниц, однако за ними скрывается семилетний интернет-архив. В книге, создание которой инициировали постоянные читатели Владимира Михайловича, собраны посты из социальной сети «Фейсбук», написанные по горячим следам встреч, спектаклей, концертов и событий, свидетелем которых стал автор в столице Австрии: небольшие дорожные эскизы и рецензии на оперные постановки и другие явления венской культурной жизни, а также «живые» фотографии в репортажном стиле.

«Рецензентской деятельностью в Новосибирске я по этическим причинам заниматься не могу, — признается создатель «Венских заметок». — Здесь работают либо мои, либо конкурирующие коллективы, а в Вене я, уж извините, оторвался. И чем дальше, тем больше. Это удивительное ощущение свободы, когда ты можешь писать без опасения, что кто-то из твоих коллег побежит на тебя жаловаться или устроит по поводу вышедшей рецензии истерику».

«Эта книга носит очень личный характер, — подчеркивает Владимир Калужский. — Интернет вообще претендует на некую исповедальность и делает автора беззащитным. Писались посты ночью после спектакля. Неостывшая лава эмоций, которая отправлялась в «Фейсбук». Мы также вытащили на свет комментарии, авторы которых не согласны со мной и вступают в полемику. Стилистически и содержательно мы ничего не правили. Тщательная работа над текстом относится к другой литературе, когда ты неспешно сидишь с ручкой за письменным столом или за пишущей машинкой, или еще раньше — стоишь за конторкой с пером».

Жанр книги Владимир Калужский затрудняется определить: «Эта книга создавалась несколько лет, но не как книга, а в том способе общения, который сегодня заменяет нам и путевые заметки, и эпистолярное наследие. А мне жанр путевых очерков был близок всегда. «Письма русского путешественника» Карамзина и «Фрегат «Паллада» Гончарова были моими любимыми книгами. Это очень любопытный вид литературы. И сегодня он востребован и находится на новом витке развития».

«Венские заметки» вышли в свет тиражом 200 экземпляров. Впереди появление книги в электронном формате. В планах — работа над новым сочинением («Я без этого не могу. Если я не пишу какой-то день или какой-то месяц, то считаю, что это потерянное время, и я себя жестоко ругаю, — признается худрук Новосибирской филармонии). Каким — Владимир Михайлович не уточняет, но признается, что самой сложной для него была первая книга: «Она писалась еще при советской власти. Попасть в разряд писателей, которых выпускает государственное издательство, было большой честью и ответственностью для меня. И я всеми силами пытался ее оправдать. Я писал книгу о Валерии Ягудине. Была такая маленькая серия, посвященная народным артистам. Я очень хотел написать книжку, потому что мне это нравилось с детства. Я записывал длинные монологи артиста и потом делал из них книгу. Когда она, наконец, вышла, редактор сказал: «Вы думаете, вы про него написали? Это вы про себя написали!» Я сначала смутился, а потом сказал ему, что любая книжка в первую очередь про самого автора».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.