Владимир Пахомов: Безграмотность — не катастрофа, а вечная тема

0
2467

Главный редактор портала «Грамота.ру» рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются носители русского языка

ГЛАВНЫЙ редактор справочно-информационного портала «Грамота.Ру» приехал в Новосибирск на традиционную конференцию «Тотального диктанта». После одной из своих лекций он побеседовал с корреспондентом «Новой Сибири». У руководителя портала, помогающего быть более грамотным, мы решили спросить, какие вопросы чаще всего задают пользователи.

— Когда дети идут в первый класс, учитель требует указывать на обложке тетради фамилию ученика в родительном падеже. И тут выясняется: некоторые родители уверены, что их фамилии не склоняются. Вот и начинают выяснять, кто прав. Когда в школе проходят состав слов, раздел «Справка» буквально засыпают вопросами о помощи в разборе конкретных примеров. А офисные работники, составляющие деловые письма, часто интересуются формой вежливого написания местоимения «вы», адресованного важной персоне.

У сотрудников портала есть горячая десятка самых задаваемых вопросов. Среди них: «Правда ли, что теперь кофе среднего рода?», «Со строчной или с прописной буквы писать название определенных должностей?», «Как правильно — «в городе Москва» или «в городе Москве?»

Несмотря на встроенные текстовые «корректоры», подчеркивающие красным неправильно написанные слова, проблемы с орфографией, считает Владимир Пахомов, становятся все более заметными.

— Это потому, что возросло количество текстов, — поясняет он. — Видел статистику, что в современном мире каждую секунду появляется миллион новых текстов (новости и статьи на сайтах, блоги, посты в соцсетях). Как следствие, возросло и количество ошибок. Каждый может нажать кнопку и выложить в публичное информационное пространство совершенно безграмотно написанную информацию. Все могут высказаться. И мы — первое поколение, которое получило в руки такой инструмент коммуникации.

Правда, особой катастрофы в этом Пахомов не видит:

— Это вечная тема, — говорит он. — Про катастрофу с языком говорили и полвека назад, и десять лет назад, и через пятьдесят лет будут об этом говорить. Это наше вечное стремление похоронить русский язык, хотя мы знаем, что он живой как жизнь. Меняются эпохи, меняется русский язык, а ему по-прежнему пытаются устроить похороны.

— В 1930-е годы нормы литературного русского языка стали считаться единственно возможной гарантией его существования, а СССР стал самой грамотной и читающей страной в мире, — напоминает Владимир Пахомов. И тут же добавляет: — Но! Мы потеряли огромное количество диалектов. Диалектное богатство уничтожалось, потому что считалось чем-то стыдным и просторечным. Диалекты всячески искореняли из речи детей. И последующим поколениям они просто перестали быть знакомы.

Понимание, что все это тоже богатство языка, которое надо записывать, запоминать и развивать, пришло не так давно.

— Здорово, что сейчас в разных городах появляется все больше словарей регионального языка. Словарь «Астраханские словечки» издан в 2007 году в Астрахани, «Владимирский областной словарь: лексика природы» вышел в 2012 году, в Новосибирске в 2015 году напечатали словарь региональной лексики и народных топонимов. Наконец-то появилось понимание, что русский язык у нас один, литературная норма одна, но в каждом городе есть какие-то особые уникальные словечки. Например, знаменитая сибирская «мультифора»…

Элла СЕМЕНОВА, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.