Не кукольная война на сцене, поролоновые страсти в бэби-театре и путешествие на теплоходе по Оби.
Новосибирский областной театр кукол объявил программу второй половины сезона. Отыграв 186 новогодних представлений, артисты приступили к репетициям спектакля «Когда папа вернется с войны». Литературной основой серьезного разговора о судьбах детей в самое страшное для человечества время послужит рассказ Андрея Платонова «Никита», опубликованный в 1945 году в журнале «Мурзилка»: о пятилетнем мальчишке, который не был свидетелем боевых действий, но очень боится того, что чужие займут его двор и дом. Сценическую интерпретацию платоновского текста осуществит омский режиссер Борис Саламчев. Премьера спектакля, посвященного 75-летию Великой Победы, запланирована на 21 февраля.
— Борис Михайлович, почему вы изменили название истории?
— Можно было бы остановиться и на другом названии, но у нас рассказ идет об одном дне, и в названии важно было на этом сфокусировать внимание.
— Как вы полагаете, современному ребенку действительно актуальна тема Великой Отечественной войны?
— Это самый тяжелый вопрос, потому что разрыв между детьми и взрослыми в позиции по отношению к войне сегодня стал гораздо сильнее, чем был, скажем, в нашем детстве. Мы росли на воспоминаниях о войне, переданных из «первых рук», мы видели живых фронтовиков, мы еще помнили лица тех близких, которые не вернулись с войны. То есть война для нас была вполне реальной. Сегодняшние дети воспринимают войну иначе, и мы в своем спектакле постараемся приблизиться к пониманию современного ребенка. Во-первых, этим спектаклем мы пытаемся по-другому говорить о войне — современным доступным языком.
ВО-ВТОРЫХ, наш герой — ровесник детей, сидящих в зале, и, мне кажется, это должно «зацепить» наших зрителей. Понимаете, война вносит изменения в жизнь любого ребенка, навсегда оставляет в его душе страшные следы. Никита живет в тылу, родном доме, и кажется, что война идет где-то далеко, но на самом деле она очень сильно влияет на его жизнь. Он напуган, боится, и война для него — это самая настоящая трагедия.
— Чего боится Никита?
— Война — виновница всех Никитиных страхов. Речь идет ребенке, родившемся в годы войны, и его восприятии окружающего мира. Мира, который очень пугает Никиту. Больше всего он боится одиночества, а между тем все время вынужден находиться один. Бабушка и дедушка умерли. Отец на войне, мама постоянно на работе. Ужасы мерещатся ему везде. Даже под землей, когда он лежит и слушает, ему кажется, что оттуда кто-то хочет выкарабкаться, выйти. А в колодце таятся какие-то страшные существа, похожие на лягушек с большими ртами, а под забором змеи живут, а в комнате стол — бывший человек и петух — тоже бывший. И все это оживает и оживляется для него. Мальчику хочется стать птичкой, паучком — кем угодно, только бы не Никитой, потому что Никите страшно.
— Говоря о войне, рассказанной в спектакле современным языком, вы подразумеваете использование новых технологий?
— Вопрос о том, насколько допустимо использовать в театре то или иное техническое новшество, всегда остается открытым, но в данном спектакле это просто необходимо. Лично я воспринимаю войну только из документальных и художественных фильмов, поэтому у нас на сцене появятся два экрана, на которых будут демонстрироваться советские кинокадры о войне, и еще один экран, центральный, будет черным, невидимым. На него будет транслироваться жизнь мальчика. Три экрана необходимы для того, чтобы смонтировать в одном пространстве, будто на одной плоскости, жизнь ребенка, жившего в военные годы, и саму войну. Современные средства, слава богу, позволяют это сделать.
Теперь мы можем вести разговор не по сценам, последовательно, а выхватывать рассказчика в нужный момент и акцентировать внимание на тех или иных событиях. Можем использовать больше выразительных средств. Всего будут задействованы четыре проектора и пять артистов. Также у нас появится рассказчик, который будет играть на баяне.
— Зачем?
— Баян, две-три песни военных лет, люди входят, актеры настраиваются сами и создают особую атмосферу. Это важно мне для того, чтобы дети успели адаптироваться, привыкнуть к серьезной теме. Наш спектакль не будет для них, как снег на голову. Они войдут в театр, увидят в фойе фотографии наших родных, которые воевали и даже погибли. Мы специально организуем выставку, чтобы тот Бессмертный полк, который ходит на параде 9 Мая, в данном случае был здесь, под стеклами, на плакатах висел, чтобы ребенок сразу почувствовал особую атмосферу нашего спектакля.
Следующая, также февральская, премьера в Новосибирском театре кукол состоится при поддержке Новосибирского библиотечного общества. Спектакль под названием «Жаконя в стране сказок» поставит главный режиссер театра Ольга Гущина. Литературной основой послужит пьеса, написанная режиссером по мотивам детских рассказов, которые одержали победу на одноименном литературном конкурсе. Темой творческого состязания стало путешествие Жакони, самого известного персонажа новосибирского писателя Юрия Магалифа, по русским народным сказкам. В спектакле маленькую обезьянку ждут забавные приключения в компании своего хозяина, мальчика Юры, и неожиданные встречи с популярными литературными героями: например, с Колобком.
В апреле на сцене театра кукол состоится премьера спектакля «Собака Пес» — фантастичная и одновременно правдивая история о маленьком псе, что пройдет долгий путь от свалки под Ниццей до парижской квартиры, прежде чем достигнет главной в своей жизни цели — воспитает себе настоящего друга. Книгу французского писателя Даниэля Пеннака поставит новый штатный режиссер театра Ролан Боннин. И это будет дебют французского постановщика на новосибирских подмостках. Героев ждет множество опасных и веселых приключений, в которых зрителям придется не только попереживать за Пса и его друзей, но и по-новому взглянуть на такие понятия, как «дружба», «семья» и «преданность»: ведь не только собака должна быть верна человеку, но и человек должен быть верен собаке.
В мае режиссер Ролан Боннин попробует свои силы в Комнате сказок, пространство которой ориентировано на бэби-театр. Он представит авторский проект для самых маленьких зрителей под рабочим названием «Поролоновые истории». А в июне режиссер Ольга Гущина завершит премьерную страду сказочной историей-путешествием, которая этим летом будет играться на палубе теплохода во время прогулочных экскурсий по Оби.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото предоставлено пресс-службой НОТЕК