Проблемы экологии, тела, информации и этики обрамят театральную программу Второго Международного фестиваля актуального театра.
НОВОСИБИРСКИЙ театр «Старый дом» запустил вторую волну «ХАОСа», которая обещает превратить город в пространство театрального переживания идеи современного человека. Международный фестиваль актуального театра пройдет в октябре, но уже в конце апреля команда форума начинает активную превью-кампанию, в которой новейшие художественные практики находят точки соприкосновения с социальной сущностью окружающего мира.
Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» родился в Новосибирске в 2019 году. События первой волны «ХАОСа» увидели более 6000 зрителей, 50 процентов из них приняли активное участие в обсуждениях, что организаторы считают достойным итогом для форума, на подготовку которого ушел 191 день и неисчислимое количество всевозможных ресурсов. Форум сгенерирован творческой командой театра «Старый дом» как сложноустроенное и многонаселенное пространство для дискуссии, позволяющее позиционировать столицу Сибири как место развития не только классического искусства, но и искусства XXI века. Формат фестиваля включает превью-программу, театральный и просветительский блоки, а также работу арт-резиденции и создание собственного фестивального production’а, ставшего фирменным знаком и плавильным котлом «ХАОСа», где «алхимики» самых разнообразных творческих профессий и взглядов создают свои арт-объекты.
«В Новосибирске есть прекрасные фестивали, но такого формата, как «ХАОС» со своей арт-резиденцией, в регионе больше не существует, — рассказывает генеральный директор Международного фестиваля актуального театра Антонида Гореявчева. —Поскольку мы претендуем на статус региональной театральной столицы и нам нужно поддерживать этот имидж, я думаю — прекрасно, что мы решили успешный опыт первой арт-резиденции развить и сделать шире. Принять участие в нынешней резиденции может любой житель Новосибирска, и для каждого из участников это направление «ХАОСа» — отличная возможность реализовать себя. Не менее масштабной выглядят наши театральные и просветительские программы. На первом фестивале показывали спектакли, проводили лекции, мастер-класса, презентации, перформансы. Фестиваль получился очень успешным и получил прекрасный резонанс, который позволил нам заявить о себе на международном уровне и продолжить дело уже в рамках второго форума».
Центральное звено театрального фестиваля — конечно же, программа приглашенных спектаклей. На первом «ХАОСе» за две недели фестивального марафона на главных арт-площадках Новосибирска было показано 13 спектаклей из России, Германии, Польши и Финляндии. Еще пять названий представил сам «Старый дом» на своем шоукейсе. В этом году театральная программа, которую планируют провести с 22 по 31 октября, будет объявлена 18 июня. Но уже известно, что команд из-за рубежа в афише не окажется: таковы непреодолимые обстоятельства пандемийной действительности. Впрочем, европейские коллеги смогут поддержать фестиваль театра «Старый дом» онлайн в контексте просветительского блока.
Вдохновение для второй волны команда «ХАОСа» нашла в работах великого провокатора, словенского культуролога и одного из самых известных современных философов Славоя Жижека — в его лозунгах «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» и размышлениях о том, с какими вызовами встречается современный человек там, где его присутствие в мире наиболее ощутимо: экология, этика, информация, тело. Именно эти темы станут объектами большого фестивального исследования и призмой, сквозь которую спектакли войдут в театральную программу Международного фестиваля актуального театра.
Свои изыскательные работы «ХАОС» запустил 28 апреля, открыв набор участников в арт-резиденцию фестиваля. В этом году лабораторная история «ХАОСа» превращается в насыщенную творческо-образовательную программу, которая будет строиться вокруг главной идейной оси фестиваля — фигуры современного человека и его взаимодействия с четырьмя сферами — экологией, телом, этикой и информацией. Под руководством кураторов резиденты смогут не только теоретически и практически погрузиться в главные темы форума, но и принять самое непосредственное участие в создании творческих акций, стать авторами или перформерами фестивальных превью-показов и большого итогового финального проекта арт-резиденции, который будет представлен в рамках «ХАОСа» 30 октября. «Мы продолжаем развивать направления, заданные нами на первом фестивале, и стараемся включать, как можно больше пространства в наше обсуждение театра, — рассказывает арт-директор международного фестиваля актуального театра «ХАОС» Оксана Ефременко. — Смотреть на пространство не изнутри театра «Старый дом» или приглашенных спектаклей, а видеть театр из пространства города Новосибирска. «ХАОС» присутствует в разных городских локациях, и для нас самое главное, что мы делаем, — это изучение через «ХАОС» нашей новосибирской идентичности. Мы любим наш город, и нам кажется, что в Новосибирске есть та молодая энергия, которая может взрывно, интересно и смыслово работать в творческом поле».
Арт-резиденция — это возможность для каждого получить новый интеллектуальный и творческий профессиональный опыт, найти единомышленников, сформулировать и воплотить в самых разных формах искусства свое творческое высказывание, стать частью фестивального движения и менять вместе с командой «ХАОСа» пространство города. Обучение в арт-резиденции бесплатное, но стать резидентом можно только подав конкурсную заявку на участие. Анкета для соискателей опубликована на официальном сайте фестиваля «ХАОС» и принимается на рассмотрение с 28 апреля по 15 мая. Никаких ограничений по возрасту и сфере деятельности у организаторов нет.
Когда набор в арт-резиденцию второй волны будет сделан, резиденты приступят к созданию превью-программы. Проведение предваряющего фестиваль творческого блока запланировано в период с июня по сентябрь. Всего задумано четыре превью-показа, каждому из которых будет сопутствовать серия интеллектуальных событий: лекции, дискуссии, философские прогулки и экскурсии.
Если создатели превью-проектов первой волны стремились рассказать Новосибирску о «ХАОСе» и актуальном театре, привлечь зрителей на сторону новых художественных практик и увеличить число адептов современного искусства, то повелители второй волны сосредоточатся на доступных возможностях изменить город и начнут создавать проекты, которые помогут нам всем отрефлексировать поток времени, в котором мы живем. Руководителем арт-резиденции в этом году станет хореограф, режиссер, перформер Андрей Короленко. Он же выступит куратором исследовательского проекта «Тело».
«Арт-резиденция для меня в первую очередь — возможность разным людям встретиться друг с другом, — говорит Андрей Короленко. — Возможность каждому участнику быть услышанным, поговорить о важном лично для него, найти точки пересечения и, опираясь на них, найти или создать общую художественную форму. В числе резидентов я жду людей открытых, готовых к исследованию, пробам и ошибкам, готовых делиться собственным опытом и практикой и перенимать их у других. Людей интересующихся, рефлексирующих, внимательных, открытых к личному и коллективному поиску. Результатом нашей совместной работы станет проект, который может остаться разовым, а может быть развит и продлен в любой необходимой для него форме. Я намеренно не предлагаю тему блока «Тело» заранее, чтобы дать возможность участникам резиденции обозначить важность этого направления для каждого лично, но обязательно предложу свой взгляд и практику во время одной из сессий арт-резиденции».
Кураторами исследовательского проекта «Этика» выступят театральный режиссер Элина Куликова и критик Ольга Тараканова. «Мне интересно исследовать границы театра, придумывая спектакли для одного зрителя, спектакли без исполнителей, процессуальные работы длиною в месяц, или работать с неожиданными инструментами: например, с запахами, — рассказывает куратор проекта «Этика» Элина Куликова. — Я очень много работаю с автофикшн-текстами или так называемыми я-высказываниями. Сегодня в театре мне прежде всего хочется слышать истории личного опыта, не выдуманные, а пережитые, но нашедшие удачное формальное художественное воплощение».
Третьим краеугольным камнем современной действительности и объектом подробного арт-исследования станет тема экологии. «Я не эко-активист, но имею эко-привычки. Мне кажется, самое главное, что связывает меня с темой экологии вообще, — это неравнодушие к миру, — рассказывает куратор проекта «Экология» Ольга Обрезанова. — Я жду, что ко мне придут такие же неравнодушные и любопытные люди любых профессий, которые любят и умеют сочинять и решать любые задачи, даже если не всегда знают, как это сделать. Здорово было бы увидеть и тех, кто связан с темой экологии — профессионально или как волонтер. Мне интересно исследовать обширную тему и выбрать неочевидные аспекты, с которыми мы сможем работать именно художественными методами. Экология для меня — это в том числе путь к красоте».
Последний проект, который найдет воплощение на «ХАОСе», работает с темой информации. «Как вы знаете, четвертая промышленная революция, принесшая big-data, VR и AR, 3D-печать, «интернет вещей» и роботизацию, по мнению теоретика и экономиста Клауса Шваба, «изменяет не только то, «что» и «как» мы делаем, но и то, «кем» мы являемся, — рассказывает куратор проекта «Информация» Антон Ниязов. — Она перестраивает границы коммуникации и по-своему отражается в разных видах искусства. На направлении, которое идет под названием «Информация», мы можем говорить о новой этике и ее репрезентации в вебе. Так как мои художественные практики строятся вокруг музыки и ее формах, попробуем понять, почему сейчас мы можем говорить о неприменимости частной собственности к так называемой интеллектуальной собственности, особенно через оптику метамодернизма. Сейчас я ориентируюсь на формат сайт-специфик оперы, но в процессе мы сможем пересмотреть эти границы и, может быть, существенно выйти за них».
Пока же кураторы арт-резиденции готовятся к завоеванию интеллектуальных территорий, поклонники «ХАОСа» могут знакомиться с графическим и аудиообразом фестиваля второй волны. Визуальной метафорой фестиваля стали хромосомы на логотипе петербургского дизайнера Нино Чагалидзе, которые выступают мощным образом связей и реакций, притяжения и разъединения, целостности и соподчиненности, присущих человеческому организму и социальным сообществам во все времена, независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Над звуковым кодом форума работает новосибирский композитор Антон Ниязов. Услышать «живую» версию того, как звучит внутренний голос человека «ХАОСа», можно будет уже в июне — в день старта продаж билетов на театральную программу.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА