Московский актер Александр Балуев отметил свое 60-летие на сцене «Красного факела»
ИЗВЕСТНЫЙ российский актер театра и кино Александр Балуев отметил юбилей на сцене «Красного факела»: 6 декабря артисту исполнилось 60 лет, а 9 декабря он вышел на подмостки новосибирского академического театра, чтобы в очередной раз исполнить роль Арбенина в долгоиграющей постановке Тимофея Кулябина «Маскарад».
«Я каждый свой день рождения стараюсь быть в театре, играть спектакль. Это мое место. Здесь я чувствую себя там, где должен быть. Отдельно день рождения я не праздную», — пояснил проведение своего юбилейного вечера именно в Новосибирске Александр Балуев. Поздравить артиста пришли не только поклонники творчества и коллеги по цеху, но и представители местной власти — заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов и мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
Спектакль «Маскарад» впервые появился в репертуаре «Красного факела» 25 сентября 2009 года как «нетленная русская классика»: водоворот страстей, безумная любовь, жестокое коварство, гнусный обман и запоздалое прозрение на фоне светской роскоши, богатства и ослепительной красоты далекой эпохи. Поставил спектакль о «холодном блеске света и жарком томлении мужского сердца» молодой новосибирский режиссер Тимофей Кулябин. А его отец, опытный театральный менеджер Александр Кулябин, придумал эффектный маркетинговый ход — не ограничиваться труппой «Красного факела» и пригласить в пару к «своему» исполнителю главной роли Игорю Белозерову столичного артиста Александра Балуева. После переговоров и знакомства с режиссерским видением лермонтовской драмы Балуев согласился сотрудничать с «Красным факелом» и приступил к репетициям. Однако плотный рабочий график помешал московскому артисту принять участие в выпуске спектакля. Поэтому премьера второго «Маскарада» (уже с Балуевым в образе «огромной мощной глыбы» Евгения Арбенина, обреченного на вечное одиночество и уставшего от «борьбы с самим собой» аристократа) состоялась 28 января 2010 года.
Тогда согласие артиста на продолжительное участие в спектакле сибирского театра казалось большим чудом. Премьеры с приглашенными столичными и зарубежными звездами регулярно практиковал театр оперы и балета, но в драме прежде случались лишь разовые акции, когда актеры всероссийского масштаба приглашались отыграть премьерные показы и благополучно испарялись, раздав автографы и интервью, а заодно и уступив свой пьедестал почета местному, постоянному исполнителю. «Красный факел» пошел дальше. Давал «Маскарад» на протяжении нескольких сезонов с Балуевым и Белозеровым по очереди — по той же схеме, что и многие спектакли репертуара с двумя полноправными составами исполнителей. Каждый Арбенин вносил в лермонтовскую драму разные смыслы. Более того, когда Арбенина играл Балуев, Белозеров выходил на сцену в роли Неизвестного, что также добавляло спектаклю и образу главного героя новые оттенки.
Со дня премьеры балуевского «Маскарада» прошло почти 9 лет. С тех пор список телевизионных и киноролей артиста пополнился двумя десятками названий и ролей, однако раз в два месяца Александр Николаевич продолжает приезжать в Новосибирск и выходить на сцену «Красного факела». «Я играю эту роль уже с января 2010 года. Если бы это для меня ничего не значило, наверное, наше сотрудничество с театром прекратилась бы гораздо раньше, — признается Балуев. — Но я вижу, как народ ходит в этот театр: ведь все эти годы полные залы! Наверное, мое присутствие здесь имеет какое-то значение. Я не знаю точно какое, я не хочу расшифровывать. Но присутствие людей в зале, их прием, интерес — это самое яркое доказательство того, что Новосибирск и «Маскарад» занимают важное место в моей жизни. Я с большим удовольствием приезжаю сюда, в Новосибирск. Пока зритель будет этого хотеть, я буду приезжать и играть. Я считаю, что зрители в зале — основной показатель, что актер нужен».
Количество сыгранных московским артистом «Маскарадов» приближается к ста, а билеты на спектакль с участием Александра Балуева по-прежнему в дефиците: поклонники приобретают места за несколько месяцев до даты показа, терпеливо ждут своего шанса в листе ожидания и наверняка мечтают о продолжении театрального романа. «Если так случится — я буду только рад, — подчеркивает Александр Николаевич. — Но, знаете, театр — это такое хозяйство, в котором планируешь, на что-то рассчитываешь, а жизнь гораздо богаче. Если будет у «Красного факела» такое желание — я с удовольствием откликнусь. Надеюсь, мой пример также станет для артистов поводом не сидеть на одном месте в своих уютных насиженных гримерках московских и питерских театров, а ездить по стране. Потому что движение — это жизнь, это то, что нам необходимо. Надеюсь, что мой пример будет заразителен».
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА