Трагедия в Бердске, где отпущенный полицейскими мужчина, вернувшись домой, убил жену, всколыхнула всю страну. К сожалению, это не первый случай даже в Сибири – бердское убийство пугающе похоже на другое громкое преступление – убийство жительницы Кемерово Веры Пехтелевой. В обоих случаях полиция знала о готовящемся или уже происходящем эпизоде семейного насилия, но отреагировала только на смерть пострадавших.
Замглавы думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина убеждена, что раскритикованный законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации», который без движения лежит в Госдуме уже третий год, помог бы предотвратить трагедию в Бердске.
«Да, именно так сейчас в России полиция реагирует на домашнее насилие: «убьет, приедем, труп опишем»… Такие законы приняты в 156 странах мира, но не у нас. Домашнее насилие в стране трактуется не как преступление, а как многовековая традиция российской семьи, в которую государство вмешиваться не должно. В итоге очередной труп», – сказала Пушкина РИА Новости.
Отметим, что у законопроекта есть не только идейные критики; многие отмечают трудность его реализации на практике, в первую очередь – требование профилактического расселения конфликтующих супругов и запрет на приближение на определенное расстояние. Юристы отмечают, что если такой закон будет принят, то появятся и желающие им манипулировать, чтобы завладеть единственным жильем. Теоретически, если бы этот закон работал, бердский убийца не имел бы права вернуться в свой дом (и не смог бы убить супругу), но в реалиях современной российской провинции он стал бы бездомным – у него не было возможности снять для себя недорогое временное жилье на дни (или недели) улаживания конфликта.