На выездном заседании комитета Заксобрания Новосибирской области по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения 16 мая глава минтруда региона Елена Бахарева доложила об итогах госпрограммы «Содействие занятости населения». Озвученная информация вызвала бурное обсуждение возвращения наказания за тунеядство.
Как сообщила Бахарева, в 2021 году пособием обеспечено 110,8 тысяч безработных граждан. Запланировано было 106,5 тысяч человек. В виде стипендии и материальной помощи на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования поддержано 3 414 и 53 человека соответственно (план – 3 414 и 100).
«Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2021 года составил 1,8 % от численности рабочей силы. Ситуация на рынке труда стабильная», — констатировала министр труда. При этом максимальная выплата по безработице составляла 15 тысяч рублей. Суммарно за 2021 год из казны Новосибирской области безработным ушло около 2 млрд рублей.
При этом на 17 тысяч безработных в регионе числится более 100 тысяч вакансий. Такие цифры возмутили некоторых депутатов. «Люди не хотят работать, идут на биржу и получают пособие. А нехватка рабочей силы на производстве очень существенная. Все обозначают эту проблему и везде, не только в Новосибирской области», — заявил вице-спикер областного парламента Валерий Ильенко.
«Мы можем трудоустроить каждого человека, кто обратился в службу занятости. Большие проблемы возникли в 2020—2021 годах, когда были сняты ограничения для получения статуса безработного, и люди ситуацией воспользовались: либо уходили с работы, либо переходили на неофициальную трудовую деятельность, чтобы получать пособие», — дополнила Елена Бахарева.
Дискуссию продолжил зампредседателя комитета Анатолий Юданов, поинтересовавшись, как много из обученных идут трудиться по профессии. «Министр докладывала, что граждане, не имеющие работы, учатся в образовательных центрах, в них вкладывают серьезные бюджетные средства. И вот так за год мы выучили 3,5 тысячи человек. Я спрашиваю: «А сколько из них трудоустроились?». Она отвечает: «К сожалению, очень небольшой процент». Задаю второй вопрос: «Каким-то образом проговаривается тема закона о тунеядстве?». Есть смысл проработать этот вопрос на уровне Государственной думы», — цитирует депутата КП-Новосибирск.
На заседании присутствовал депутат Госдумы Александр Аксененко, который поддержал данную инициативу. «Общаюсь с жителями, они спрашивают: «Почему я работаю каждый день, а некоторые люди ничего не делают и тоже получают за это деньги?» Даже на сельских территориях, бывает, есть вакансии с зарплатой 40 тысяч, а люди не хотят работать. Руководители предприятий говорят, что появился целый класс людей, паразитирующих на обществе», — поделился он с журналистами.
Борьба с тунеядством началась еще в 1961 году по указу Президиума Верховного Совета РСФСР «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Обвиненных могли как выселять «в специально отведенные местности» с конфискацией «нажитого нетрудовым путем» имущества и обязательным трудоустройством, так и лишить свободы на два года. Остановлено действие указа было в 1991 году.
Ранее в «Новой Сибири»:
Социальные выплаты безработным в Новосибирской области сократят вдвое