В начале июня этого года Верховный суд России постановил расширить пределы самообороны для граждан при вторжении в их жилище. Возможно, с этим уголовным делом теперь все бы обстояло намного проще: пока же следственный комитет и суды занимаются им уже четыре года, с марта 2018-го.
В июне 2021 года Новосибирский областной суд счел превышение необходимой обороны при вторжении на территорию частного дома убийством и приговорил обвиняемого Владимира Крюкова к 8 годам колонии строго режима. 39-летний семьянин и инвалид успел отсидеть год. По закону теперь его должны выпустить. Но отмена приговора – это не оправдание. Просто прежняя позиция суда признана незаконной. И теперь разбирательство должно состояться вновь.
Вот как пересказывает корреспонденту КП-Новосибирск жена осужденного Наталья Ростова давние события, когда у их дома остановилась машина с компанией крепких парней, которые якобы заблудились:
— На нашу территорию частного дома ворвались пятеро крепких, физически подготовленных молодых людей. Взрослые мужчины находились в состоянии то ли наркотического, то ли алкогольного опьянения, выражались нецензурно… Напали на его младшего брата, избили его, угрожали семье, забрызгали глаза ему, его сыну-подростку, брату слезоточивым газом. Муж, находясь на снегу, избитый, с залитыми газом из баллончика глазами, нащупал какой-то предмет, похожий на палку, около дорожки к дому и вслепую начал отмахиваться
Двое из пяти нападавших занимались тайским боксом, все ростом более185 сантиметров, плотного телосложения. Но в крови погибшего эксперт установил наличие алкоголя — более 2,7 промилле. Друзья погибшего обвиняли Крюкова и его родных во лжи, заявив, что это не они напали на семью, а, наоборот, скандал спровоцировали сами хозяева.
Владимир, отмахиваясь ледорубом, нечаянно попал в голову одному из нападавших, который позже умер в машине скорой помощи. Двое скрылись с места происшествия (они имели условные сроки), двоих привезли в полицию. Но их вскоре отпустили, а Крюкова — инвалида третьей группы — оставили под домашним арестом. Когда дело дошло до приговора, Дзержинский районный суд решил помениять статью и признал обвиняемого виновным в убийстве — не в умышленном, как настаивало следствие, а при превышении необходимой обороны.
Ограничились лишением свободы на 15 месяцев, которые Крюков отсидел под домашним арестом.
«Все неустранимые сомнения в наличии состояния необходимой обороны или виновности лица, обвиняемого в превышении ее пределов, толкуются в пользу подсудимого», — постановил Верховный суд 31 марта. Неизвестно, сыграло ли эту роль, когда через два дня, разбирая дело Крюкова, суд отменил его приговор.
Но с приговором не согласилась мать погибшего, поэтому сейчас Владимир Крюков сидит в колонии строгого режима, хотя буквально со дня на день его должны выпустить. После того, как Верховный суд принял решение, начались новые судебные разбирательств, представитель потерпевшего и прокуратура обжаловали приговор. «Мы тоже написали жалобу, — прокомментировала КП-Новосибирск адвокат Крюкова Римма Уколова. — Мы считаем, что превышения обороны не было, а была только необходимая оборона. Действия моего подзащитного были правомерными, и никакого состава преступления не было».
Борьба между адвокатами, прокурорами и родственниками еще не закончена, и судьба Владимира под вопросом.
Нужно заметить, что постановление Верховного суда России по поводу расширения пределов самообороны, не затронуло Уголовный кодекс РФ. Верховный суд внес лишь коррективы в свои собственные разъяснения в постановлении пленума суда. Ими должны будут руководствоваться нижестоящие суды. К тому же, самооборона остается не «вседозволенной» — действия хозяев жилища должны быть направлены на то, чтобы незваные гости покинули помещение — иначе они будут переквалифицированы в преступление.
Ранее в «Новой Сибири»:
Друзья Векила Абдуллаева стали фигурантами еще одного уголовного дела
Друзья Векила Абдуллаева стали фигурантами еще одного уголовного дела