Супруга обвиненного в фальсификации исследований новосибирского физика Олега Кабова направила обращение главе ФСБ России Александру Бортникову. Она просит проверить действия следователей, из-за которых ученый оказался на скамье подсудимых. Утверждается, что оснований для уголовного преследования не было.
Напомним, что задержали и обвинили в мошенничестве Кабова в октябре 2022 года, после обысков в Институте теплофизики с участием того же ФСБ. По мнению следствия, с августа 2014 года по ноябрь 2017-го, будучи заведующим лабораторией в и ответственным исполнителем в рамках научного проекта, ученый сфальсифицировал отчеты о проведении исследований по федеральной целевой программе. Якобы для получения грантов он предоставлял в Минобрнауки РФ заведомо ложные сведения об изготовлении установки, которая фактически не была создана. Сейчас дело рассматривает суд. Близится этап прений, к которому стороны активно готовятся.
Письмо супруги физика Елены Быковской опубликовал в своем Telegram-канале адвокат подсудимого Геннадий Шишебаров. Они вместе с самим Кабовым настаивают на необоснованности обвинений, утверждая, что ни о каких фальсификациях речи быть не может. В письме сообщается, что изначально ученого обвинили в невыполнении всего научного проекта и в хищении 26,7 млн рублей — всей суммы бюджетной субсидии. Однако год спустя уже другой следователь переквалифицировал действия Кабова, обвинив его в хищении надбавки к заработной плате, выплаченной сотрудникам института в 2014—2016 годах (7,2 млн рублей).
Кроме того, возбуждалось и второе уголовное дело по ч. 2 ст. 174 УК РФ (отмывание денег), которое было прекращено за отсутствием состава преступления с правом на реабилитацию. Тем не менее это послужило поводом для избрания и продления мер пресечения. Жена подсудимого просит главу ФСБ проверить действия следователей.
«В рамках примененных мер пресечения Олегу Александровичу запрещено пользоваться связью, интернетом, ему нельзя приходить на работу в Институт теплофизики СО РАН, нельзя общаться с коллегами-учеными. В силу этих ограничений он уже более двух лет лишен возможности полноценно заниматься научной деятельностью. Большой вопрос — кто от этого выигрывает? Российская наука? Россия? Кто!?
Уголовное дело мужа не является политическим. Это экономическое дело, которое отличает от других аналогичных уголовных дел то, что оно, во-первых, напрямую касается научных исследований; во-вторых, научную деятельность крупного российского ученого оценивают люди, не имеющие никакого отношения к теплофизике.
Я не прошу Вас вмешиваться в ход рассмотрения данного уголовного дела судом, хотя общеизвестно, что сегодня суды в нашей стране зависимы. Я все же надеюсь (надеждой живем), судья в уголовном деле моего мужа будет объективен. Но я прошу Вас провести служебную проверку в отношении Ваших новосибирских подчиненных, в результате действий которых мой муж оказался на скамье подсудимых и страдает российская наука. Оснований для такой проверки более, чем достаточно. Убеждена, неизбежно «всплывут» и другие подробности незаконных действий Ваших подчиненных в отношении моего мужа», — говорится в тексте обращения.
Адвокат и супруга обвиняемого утверждают, что следователи вместо осмотра экспериментального образца разрабатываемой установки и признания его вещественным доказательством по уголовному делу в ходе обыска в Институте теплофизики СО РАН изъяли лишь рабочий участок и отдельные части экспериментального образца. «Осмотрев» эти единичные детали, эксперты сделали вывод, что экспериментальный образец не создан, что и легло в основу обвинения. Якобы ученый получил грант на несуществующие разработки.
«Это равносильно тому, как если, исследовав «техническое состояние» одного колеса и нескольких деталей от автомобиля (шайб, пластин, цилиндров), эксперт придет к выводу о том, что перед ним автомобиль «Москвич-412», который использовать по назначению нельзя из-за его неудовлетворительного «технического состояния». Скажете: «Смешно, такое невозможно!» На самом деле, это не смешно, поскольку именно такое заключение экспертизы и выводы эксперта положены в основу обвинения Кабова О.А.» — сообщает адвокат в тексте для своей речи на прениях.
Следователей, давших старт уголовному преследованию Кабова, обвиняют в нанесении ущерба российской науке и срыве нескольких контрактов с компаниями в области космоса и обороны АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и АО «Информационные спутниковые системы» им. Академика Решетнева. По мнению адвоката и супруги Кабова, следователи сделали выводы о сложнейших научных экспериментах и установках, не имея необходимых для этого компетенций. Копия обращения жены Кабова адресована также президенту РАН Геннадию Красникову.
Ранее в «Новой Сибири»:
69-летнему новосибирскому учёному запросили 7 лет колонии за фальсификацию исследований