Никто не знает, почему сработали сирены в Ленинском районе Новосибирска и куда надо было бежать.
В ЛЕНИНСКОМ районе Новосибирска 1 апреля около 16 часов дня зазвучали сирены оповещения гражданской обороны. По словам очевидцев, сирены звучали около часа, и вскоре возле районной администрации даже появились одетые в военную форму люди. Однако кто это гудел и зачем, никто так и не понял.
Как сообщил «Новой Сибири» начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Новосибирской области Павел Винаков, органы, уполномоченные запускать системы оповещения, каких-либо мероприятий в Новосибирске в этот день не проводили, и переадресовал нас в орган местного самоуправления — точнее, в специальное подразделение у мэрии Новосибирска, обязанное включать сирены при необходимости.
В пресс-центре мэрии также ничего не знали. Там говорят, что им не известно, звучали это муниципальные системы оповещения или речь идет о сиренах, установленных на каком-нибудь предприятии.
Получить комментарий в администрации Ленинского района Новосибирска не получилось. Начальник группы информационного обеспечения пресс-службы ЦВО в Новосибирске Николай Беркалов также не смог прокомментировать инцидент.
Пресс-секретарь мэра Новосибирска Глеб Черепанов «Новой Сибири» тоже не помог, не смог дать каких-то комментариев.
Возможно, если бы что-то подобное случилось в середине рабочей недели, все выяснилось бы быстро. Но загудело в самом конце рабочей недели, и никто из официальных служб не смог отследить сигнал. Получилось очень красноречивое свидетельство о степени готовности оперативных служб в условиях продолжающейся на Украине спецоперации при возможных провокациях глубоко в тылу России.
Интересная история с этими сиренами. 24 февраля началась спецоперация на Украине. 25 февраля, очевидно, еще не вполне сориентировавшись в ситуации, мэрия Новосибирска сообщила, что на 2 марта планирует комплексную тренировку «по оповещению населения Новосибирской области с включением сирен, системы громкоговорящей связи и с прерыванием вещательных программ радиоканалов и станций путем замещения их сигналом гражданской обороны».
ОДНАКО позже (вероятно, чтобы не нервировать и так взволнованное население) тренировка была отменена. А тут такая вот первоапрельская шутка на целый час — и никаких концов.
На фоне всего произошедшего появилась информация, что в мае планируется проверка сооружений, которые предназначены для гражданской обороны (бомбоубежищ). Сейчас в Новосибирске их 583, 283 находятся в собственности города, остальные отошли в частные руки и принадлежат тем предприятиям, на территории которых находятся. Кроме того, есть сооружения в областной и федеральной собственности. Эти данные были приоткрыты 5 апреля на заседании комиссии горсовета Новосибирска по контролю за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами по решению вопросов местного значения.
Да, именно что «приоткрыты», ведь информация о местах расположения и характеристиках защитных сооружений гражданской обороны имеет ограниченный доступ, поэтому список бомбоубежищ не доступен широкой аудитории.
Причем и с этим списком не все прозрачно. Например, буквально за пару недель до начала спецоперации в Арбитражном суде Новосибирской области закончилось разбирательство одного дела, касающегося убежища в центре Новосибирска. Год назад ГУ МЧС по Новосибирской области выдало владельцу здания предписание — следовало устранить ряд нарушений в содержании этого секретного помещения.
Объект, конечно, неказистый — это убежище вместимостью 80 человек общей площадью 46,9 кв. м. Оно расположено по адресу: Новосибирск, Революции, 38 и было введено в эксплуатацию в 1958 году.
Проверка установила, что в нем нет аварийного выхода — его просто ликвидировали, на воздухозаборах и вытяжных каналах отсутствуют противовзрывные устройства, исключающие проникновение ударной волны, в санузле нет аварийного резервуара для сбора фекалий и, наконец, внутри нет полагающегося репродуктора, по которому спасающиеся смогли бы узнавать новости и получать экстренные сообщения. Все это, заключено по итогам проверки, «исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации».
В соответствии с утвержденным правительством РФ порядком создания «в мирное время, период мобилизации и военное время» убежищ гражданской обороны, владелец должен все это обеспечить. Принадлежало убежище Рос- имуществу, затем его передали Росстандарту, а то распорядилось, что эксплуатировать объект будет ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений». А его руководство заявило, что предписание неисполнимо.
Суд в итоге в удовлетворении требований ФГУП отказал. Но это вовсе не значит, что ему теперь придется снова прорубать аварийный выход и придумывать что-то резервное для фекалий, — гораздо проще будет снять объект с учета.
В общем, получается, что в случае, если в городе загудит непонятно что, то гражданам надо будет бежать непонятно куда.
Это значит, очевидно, что настоящие ужасы войны нам не грозят.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»