Анатолий Степанов: Сто центнеров с гектара в Сибири — это не утопия

0
4443

ТЕМА ГОДА: НУЖЕН ЛИ РОСТ В АПК? Коллектив сельхозпредприятия «Соколово» увеличил урожайность более чем в три раза и не считает это рекордом

КОЛЫВАНСКОЕ сельхозпредприятие «Соколово» по итогам полевой кампании 2018 года получило с гектара 47 центнеров пшеницы, а по отдельным полям — 56-63 центнера. О факторах, которые привели к этому результату, «Новая Сибирь» поговорила с руководителем предприятия Анатолием Степановым.

Образцово-показательные поля

В 2020 году глава «Соколова» намерен поднять результат до 50 центнеров «на круг». А на 2019-й предприятие запланировало образцово-показательное поле, на котором предполагает получить 100 центнеров с гектара.

— Это осмысленная цель, просчитанная, реалистичная, — комментирует Анатолий Степанов. — Мы этим ставим две задачи. Первая — доказать, что это возможно. Вторая — дать сигнал коллективу, чтобы понятно было, куда мы идем и как это сделать.

Десять лет назад в «Соколово» собирали 14 центнеров, Степанов обозначил горизонт в 30. Реагировали скептически. Недавно на производственном совещании один механизатор встал и признался: «Анатолий Антонович, я хочу публично извиниться за то, что не верил. И даже занимался подрывной деятельностью — всем говорил, что это недостижимо».

— В эту уборку мы ехали с ним по полю, с которого собрали 63 центнера, и он говорит: «Шеф, мы так привыкли обрабатывать чистые поля, на которых отсутствуют сорняки, что когда вспоминаю, как мы начинали, становится не по себе».

Сам Степанов свое хозяйство не идеализирует и не нахваливает, но признает: в «Соколово» произошли системные изменения. Здесь теперь целенаправленно стремятся к повышению конкурентоспособности, а для этого используют лучшие семена, сотрудничают с наукой, внедряют новейшие технологии.

Погода — не важней всего

Новосибирская область в среднем получает с гектара 15-18 центнеров пшеницы. В этом году вышло под 20, но общий результат вот уже четверть века вписывается в вилку 2,5-3 млн тонн. Если все наши сельхозпроизводители подтянутся хотя бы к планке 40 центнеров, областной урожай удвоится.

Опыт передовых хозяйств Новосибирской области показывает, что это возможно, если выстраивать баланс мощностей, развивать агротехнику и инвестировать в новые технологии. Погодные и климатические факторы при этом перестанут играть ключевую роль. В «Соколово», говорит Степанов, их влияние на результат составляет всего 15 процентов.

— Когда я слышу, что посеять или убрать урожай мешает погода, понимаю, что на самом деле речь идет о другом: в хозяйстве нет баланса мощностей. Вы можете завести с избытком уборочную технику, но если не хватает транспорта — комбайны встанут. Не хватает зерносушилок — стоит и транспорт, и уборка. А если нет свободных мощностей для хранения — стоит вообще все.

В «Соколово» баланс мощностей тоже далек от идеала, но и в существующем виде обеспечивает стабильный и эффективный технологический процесс. Данные GPS-мониторинга точно настраивают системы управления тракторами, комбайнами, посевными комплексами, вооружают агронома мощнейшей базой данных. Зачем это нужно?

— Прежде всего — для кратного повышения производительности, — Анатолий Антонович показывает плотные столбцы данных и комментирует цифры. — Сегодня комбайн выдает нам картину урожайности поля. Она может колебаться от 15 до 75 ц. Посевной комплекс, который тоже обладает этой базой, с учетом нее корректирует нормы высева семян и внесения удобрений. Не хватает — добавим, лишнее уберем. Также избирательно действуем против сорняков. Ведь они не распространяются равномерно. Но без «умных» технологий ты обрабатываешь поля сплошным методом, неся лишние затраты.

Космические технологии на земле

Точечное применение, например, гербицидов творит с эффективностью чудеса. Ученые показывают: если с сорняками не бороться, потеряешь 50 процентов урожая и более. То есть реально из 47 центнеров «Соколово» могло получить только 23. Дальнейшие расчеты выглядят так: если вносить средства защиты растений сплошным методом, затраты составят 2-3 тысячи рублей на гектар. При избирательном опрыскивании — 500 рублей.

— Затраты действительно сокращаются в разы, — говорит Степанов. — Спутниковый снимок уточняется данными с квадрокоптера, получается детальная картина. Она доступна интеллектуальным полевым комплексам: здесь осот, здесь вьюнок, а в этой части чисто.

Точечное земледелие и цифровизация открывают новые возможности и по внесению удобрений, и по расходу семян. А без этого, считает Анатолий Степанов, и смысла нет замахиваться на высокие результаты по урожайности. Сегодня область в среднем, по данным регионального Минсельхоза, вносит около 10 килограммов удобрений на гектар, в «Соколово» получается порядка 200 кг.

— С ростом урожайности растет вынос полезных веществ из почвы. А восстанавливать плодородие земли возможно только через увеличение вносимых удобрений. Никто ничего другого еще не придумал. Но «умные» технические комплексы дают нам возможность видеть эффективность каждой операции, управлять совокупными затратами, — говорит Степанов. — Это мировой тренд, и нам от него отставать нельзя. Сегодня мы получаем мощный сигнал от президента брать курс на цифровизацию. Это означает, что и федеральному правительству, и регионам нужно засучивать рукава и браться за решение проблемы.

И куда это все?

У сибирского агрария, как известно, две беды: неурожай и урожай. В первом случае хозяйства терпят убытки, потому что зерна мало, во втором — потому что много, отчего цена падает ниже уровня, обеспечивающего рентабельность. По годам это выглядит так: урожай 2016 года новосибирцы продавали по 10,2 тыс. рублей за тонну, в 2017-м — по 5,2 тысячи, да и в 2018-м непринципиально выше.

На встающий в связи с этим вопрос: «Зачем тогда в Новосибирской области нужно производить больше зерна?» — Анатолий Степанов для себя уже ответил.

— Когда впервые столкнулся с такой ценой, испытал жуткую злость на зернотрейдеров, — вспоминает он. — Думал, они и есть наши главные враги. Но потом начал считать. Вот экспортная цена — столько-то долларов за тонну. Минус  транспортные расходы от порта, таможня, железнодорожный тариф по России, обоснованная доходность зернотрейдера. Когда все отнял — у меня слезы навернулись: нам-то, производителям, ничего не остается. Потому что мы в этой цепочке самое слабое звено. Европейское зерно собрано по десять тонн с гектара, наше — по полторы. Вот и продаем мы его себе в убыток.

— Единственной дорогой к конкурентоспособности в этой ситуации может быть только повышение потенциала гектара, эффективности аграрного производства, — резюмирует Степанов. Другого пути просто нет.

Развитию нужен проект

Анатолий Степанов напоминает: в послевоенном СССР резкого прорыва в аграрном секторе добились благодаря двум принципиальным кампаниям — за счет освоения целинных земель и создания агропромышленных комитетов. Ввод целины в оборот обеспечил бурный рост объемов производства сельхозпродукции, а объединение сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, инфраструктурных и обслуживающих подразделений в АПК помогло выстроить баланс мощностей.

— В Новосибирской области более миллиона гектаров залежей. Чтобы вернуть их в сельхозпроизводство, нужна точно такая же система задач и приоритетов, — говорит он. — Нужен проработанный проект: какова специализация земель, сколько техники и предприятий переработки необходимо для работы на ней, какие нужны мощности для хранения урожая, какая логистика. Каждый предприниматель должен из такого проекта понять, что все его гектары будут востребованы в конечном продукте. Из документа должно быть ясно, где нужно построить мясокомбинат, где — молокозавод или элеватор. Какие человеческие ресурсы понадобятся региону для этого, какая социальная инфраструктура. Я надеялся увидеть это в стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года, но там об этом нет ни слова.

Степанов рассказывает: как-то на очередном аграрном совещании в правительстве один бывший губернатор спросил его: мол, это вы где планируете собирать 50 центнеров с гектара? Это где такое есть? Ах, в Европе…

— Секундочку, а почему «у них» возможно, а у нас нет? — горячится аграрий, вспоминая эту историю. — Мы работаем на одной и той же технике, применяем одни и те же технологии, удобрения и средства защиты растений, одни и те же, к сожалению, семена. Почему я не могу поставить перед собой амбициозную задачу повторить их результаты?

К реализации своих амбиций «Соколово» идет как по ступенькам, даже быстрее запланированного. Встроится ли это движение в новую областную стратегию?

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.