Стало очевидно: то, что проект «Бугаков парка» состоялся, — это чудо, которого не было бы без прямого участия многих вовлеченных людей.
На сессии Законодательного собрания Новосибирской области, прошедшей 6 мая, презентация проекта «Бугаков парка» стала самым ярким событием. Почему — вопрос интересный, ведь в основных чертах его концепция была известна еще в марте, а за реальными событиями на площадке депутатам можно наблюдать буквально не сходя с места: на 5,43 га у центра «Сибирь-Хоккайдо», вдоль улицы Ипподромской и здания заксобрания, работа по первому этапу уже идет и будет закончена к осени.
Титульный характер вопроса, в повестке значившегося как «Концепция развития территории «Бугаков-парк» (парка им. Ю. Ф. Бугакова) в городе Новосибирске», был задан на входе в холл большого зала заксобрания. Там развернули экспозицию с проектными решениями, историю появления которых комментировал депутат Майис Мамедов, его слушали председатель заксобрания Андрей Шимкив, губернатор Андрей Травников, два сенатора — Владимир Городецкий и Александр Карелин — и все, кто пришел на сессию.
А история была драматичной. Первым, кто заявил об идее, стал Андрей Шимкив — в 2021 году. Затем было два года перерыва, в 2024-м начали проектирование, потом — экспертизу.
Что происходило вокруг участка в эти два года так называемого перерыва — уже история. Земля, как будто созданная для идеи председателя заксобрания увековечить имя Почетного жителя Новосибирской области и выдающегося руководителя, тогда уже была, с одной стороны, в конец запущена, а с другой — принадлежала частной компании. Собственник планировал ее под жилье, уже начал строить к нему дорогу, но это вступило в противоречие с интересами жителей соседних домов. Они обратились к депутатам, после чего мэрии даже пришлось отменять уже выданное разрешение на строительство дороги.
Но и на этом драматургия не иссякла. Земля частная — как ее забрать? Решили выменять, сошлись на компенсационном предоставлении участка на улице Стартовой, рядом с парком «Арена» и «Сибирь-Ареной», а там тоже оказался непростой владелец — Новосибирская епархия РПЦ. Но в итоге договорились и с ней.
О концепции «Бугаков-парка» докладывал директор муниципального учреждения с интригующим названием «Центр управления проектами комплексного городского благоустройства» (ЦУП КГБ). Он описал современное общественное пространство, достойное того, чтобы занять, пожалуй, последнюю городскую территорию, на которой можно устроить что-то подобное. И вызвал аплодисменты. А вопросы самых дотошных депутатов, поблагодарив всех, кто к проекту причастен, остановил Андрей Шимкив: мол, все это совсем не существенно, главное — оно состоялось.
«Считаю чудом, что все это у нас получилось. Мы долго к этому шли, и мы с губернатором Андреем Александровичем Травниковым теперь даже удивляемся, как это получилось сделать. Центр города! Земля была уже частная! И теперь, когда уже видно, что работа сдвинулась с места, мы продолжаем курировать процесс. Уверен, скоро мы в парке проведем заседание комитета или сессию».
Так при поддержке депутатов доброе дело во имя одного из депутатов стало общим вопросом. В числе тех, кто подключился, есть и энергетическая компания, которой пришлось за свой счет переносить коммуникации, проходившие через будущий сквер.
В проект, похоже, оказались вовлечены все, кто в нашем городе что-то значит. И довольны тоже все. В кулуарах сессии радуются, что удалось избежать прямых аналогий с героем: говорят, на ранних этапах предлагались скульптурные композиции коров и даже тетрапаков, хотя и сам племзавод «Ирмень», из которого Юрий Бугаков сделал новосибирское экономическое чудо, занимался не только молоком, и Юрий Федорович — далеко не только герой аграрного труда.
Его сын Олег Бугаков доволен тем, что в парке будет много полезного для людей многообразия: зоны и для людей всех возрастов, и для собак. «Отец бы это одобрил, — говорил он журналистам. — Он всегда старался делать все, чтобы людям было комфортно».
Сам Племзавод «Ирмень» поставит у главного входа бронзовый памятник Юрию Бугакову. Его уже делают, и, судя по эскизу, это не будет официозное воплощение титульного героя — скорее, это будет человек, который остался в памяти друзей и близких.
Впрочем, теперь можно допустить, что кроме имени нашего выдающегося земляка в парке будет увековечена схема взаимодействия самых разных людей и структур, в результате которого реализация идеи стала возможной. Такие примеры искреннего и полного вовлечения в Новосибирской области встречаются нередко, но здесь, едва ли не впервые, это обречено на то, чтобы войти в историюьс.3 Парки ведь создаются надолго.
Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: