Новосибирскому космонавту хотелось взять в полет мужа, кошку и Городовичка, но получилось взять только трех Городовичков.
НА ВОПРОС: «Кого бы вы взяли с собой в космос?» — Анна Кикина не задумываясь ответила: «Кошку!» А потом, немного подумав, уточнила: «Или лучше мужа. Но можно и кошку, и мужа». Первый космонавт из Новосибирска и единственная женщина в российском отряде космонавтов через десять дней после приводнения у берегов Флориды была в Звездном городке и дала первую послеполетную пресс-конференцию.
Полет Кикиной продолжался 157 дней. После такой экспедиции нужна серьезная реабилитация, но Анна все же смогла без видимых усилий в течение часа отвечать на вопросы поклонников и журналистов. И рассказала много интересного и забавного.
Можно было бы предположить, что не только отсутствие мужа и кошки могло расстроить Анну в полете, но и то, что ей не удалось выйти в открытый космос. Не жалеет ли она об этом? Говорит, что нет: «Мне не обидно, что я не вышла в открытый космос. Но я хочу выйти в открытый космос и рассчитываю, что когда-то в моей практике это случится. Бывает по-разному. Не все космонавты и не сразу выходят в открытый космос». Кикина обратила внимание на то, что ее коллега по экипажу японец Коити Ваката впервые вышел в открытый космос только во время своего пятого полета. Недвусмысленный намек и заявка на продолжение космической карьеры.
Анна Кикина стала первой за многие годы россиянкой, совершившей полет на американском космическом корабле, и вообще первой — на корабле Илона Маска Crew Dragon. Как он ей по сравнению с российским «Союзом»? На «Союзе» она не летала, но на Земле тренировки были именно на его базе, и Анна отметила, что на Crew Dragon «расположение человека в кресле более физиологичное, чем в нашем корабле». Кроме того, она говорит, что там больше свободного пространства.
ПОНЯТНО, что исследовательская работа в космосе — важная часть полета. Но эксперименты бывают разные, какие-то запоминаются больше, чем другие. Какое исследование было для Анны самым интересным? Оказывается — ультразвуковое: «Мы делали снимки органов брюшной полости друг друга, чтобы передать специалистам на Землю для изучения влияния факторов космического полета на изменения органов пищеварительной системы, сосудов. Для меня это было очень необычно, с таким игровым моментом, как рыбалка и охота: найти орган, «раскрыть» его правильно и «в разрезе» преподнести. Это интересно».
Из бытовых моментов сибирскому космонавту больше всего запомнилось мытье волос. Все, конечно, помнят кадры, на которых Анна Кикина вплывает на станцию вместе со своей роскошной шевелюрой. Мем, достойный того, чтобы его показывать в нарезке самых запоминающихся моментов в истории космонавтики. Но ведь за всем этим богатством как-то ухаживать надо! Модераторами пресс-конференции и в пресс-центре ТАСС, и в Центре подготовки космонавтов, откуда велась трансляция, были женщины, и они не могли пройти мимо вопроса: как это делается в условиях невесомости?
«Нужно смывать даже несмываемый шампунь. Это совершенно точно. Иначе он задерживается в волосах», — поделилась полезным опытом Кикина. Она посоветовала женщинам в невесомости промывать волосы водой после шампуня трижды: «Прямо много воды выдавливать из специального пакета в волосы. Ты руку туда погружаешь, промываешь. Как в болотце все это плюхается». Но и это еще не конец процедуры. Нужно впитать воду, которая осталась в волосах, с помощью большого количества полотенец. «После мытья головы у меня полмодуля выстлано полотенцами для сушки. Мы их высушиваем для того, чтобы влага снова испарялась в атмосферу станции. И сразу все знают, что Аня помыла волосы», — рассказала она. Поначалу на эту процедуру уходило два с половиной часа, но с приобретением навыка научилась все делать за час с небольшим.
Какие еще новые навыки Анне захотелось приобрести после полета? «Это может показаться странным, но мне очень хочется научиться работать на экскаваторе. Хочется ковшом перемещать землю, чтобы это было красиво, правильно. Есть у меня такие планы», — призналась Кикина.
Вопросы про Новосибирск были вполне ожидаемыми. Например, куда бы она пошла в первую очередь, вернувшись в родной город? Как выяснилось, Анне просто нравится ходить по улицам Новосибирска — медленно, не спеша, когда в голове всплывают воспоминания. «Самые известные места — это, конечно, центр: площадь Ленина, театр оперы и балета. Тем более что в детстве я работала в детском хоре и знаю театр не только снаружи, но и внутри. Потом набережная, потому что рядом с рекой всегда приятно погулять. В городе у меня очень много друзей, я считаю, что это тоже часть города», — поделилась Кикина.
В космосе о Новосибирске Анне напоминал и один из его символов — Городовичок. При этом, как выяснилось, он там был не один. «На самом деле со мной полетели три Городовичка, но двое сразу потерялись. Они очень хитро поступили: видимо, чтобы не работать, сразу спрятались. Обнаружила я их на корабле после расстыковки, когда настало время сна. Открываю спальник, а в нем два беглеца. Они проспали всю экспедицию и благополучно вернулись на Землю», — посетовала Анна.
Вернуться в Новосибирск Кикина планирует в конце июня, к юбилею любимого города — его будут отмечать в последние выходные первого летнего месяца. К этому времени, надо полагать, уже будет понятно, что Новосибирск подарит своей знаменитой землячке — звание Почетного жителя, имя школы, планетария или улицы.