Депутаты заксобрания дождались отчета КСП по поликлиническому ГЧП, а меры уже будут принимать прокуроры.
ОТЧЕТ региональной КСП о ходе строительства семи поликлиник в Новосибирске вернулся в тот орган заксобрания, который и предложил провести проверку, — в комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности. Правда, по дороге он заинтересовал и прокурора Новосибирской области Александра Бучмана, который уже вынес представление губернатору Андрею Травникову.
На заседании комитета 13 февраля аудитор Сергей Мартынов для начала напомнил, что соглашение по поликлиникам было заключено в феврале 2019 года между региональным Минздравом и входящей в группу «ВИС» «Седьмой концессионной компанией». Первоначально в документе фиксировалось, что строительство завершится в августе 2022 года, но теперь первые три здания планируется сдать в 2023 году, а еще четыре — в 2024-м. Но и от этого графика, констатировал аудитор, по пяти объектам есть отставание на 2-5 месяцев.
Сроки — беда многих социальных объектов последнего времени, но семь поликлиник будоражили воображение еще и стоимостью. Если изначально сметная стоимость строительства прогнозировалась на годы сдачи в 7,83 млрд рублей (даже ниже, чем по укрупненным нормативам), то в 2021году она составила 14,5 млрд (произошло увеличение в 2,2 раза, констатирует КСП), а в 2022-м — 21,29 млрд.
Такими же темпами росла и расчетная нагрузка на регион. В предложении частного партнера финансирование предполагалось делить так: 1,557 млрд — его деньги, 5,71 — его кредиты, 12,019 млрд — средства регионального бюджета. В сентябре 2022 года эти цифры, соответственно, выросли до 2,589 млрд, 15,399 млрд и 30,236 млрд.
«В соглашении изначально было предусмотрено, что в случае увеличения сметной стоимости увеличивается и сумма возмещения, выплачиваемая частному партнеру из областного бюджета. Основную часть стоимости строительства поликлиник должен был профинансировать частный партнер за счет займов и кредитов.
РАСХОДЫ на погашение кредитов и уплату процентов должны возмещаться из областного бюджета, — отметил Сергей Мартынов. — При этом сметная стоимость по сравнению с изначально заявленной в предложении частного партнера увеличилась более чем в два раза. В 2020 году мощность и другие характеристики поликлиник были увеличены Министерством здравоохранения в среднем на 20-25 процентов, индекс изменения цен в строительстве составил где-то тоже 20-30 процентов. В целом эти факторы объясняют увеличение стоимости на 50-60 процентов. Но объяснения увеличения стоимости более чем в два раза нет».
Напомним, первым итоги работы КСП «явочным порядком» прокомментировал депутат заксобрания Вячеслав Илюхин. Youtube-каналу «Огонек тайги» он заявил, что вместе со всеми депутатами надеялся, что аудиторы развеют плохие мысли его коллег, но оказалось наоборот.
«В итоге выяснилось, что все принадлежит группе «ВИС». И частный партнер, и генеральный подрядчик. У них даже есть своя компания, которая осуществляет технический надзор. По сути дела, Минстрой в этом не участвует. Ни в ценообразовании, ни в приемке работ», — говорил Вячеслав Илюхин.
На заседании комитета депутаты тоже обсуждали отчет довольно эмоционально. Депутат Дмитрий Козловский призвал радикально повысить ответственность частного партнера. «Я поликлинику жду с 2010 года, — сказал он. — Предлагаю поправками убрать в резервный фонд выплаты, которые идут на 2023—2024-2025 годы. Достроят — мы уберем обратно эти поправки. Не достроят — пусть добавляют свои деньги». А депутат Алексей Андреев позицию комитета сформулировал так: «Мы не против поликлиник! Но мы за строительство поликлиник по четкой, прозрачной схеме».
Вывод КСП: существуют возможности снизить расходы бюджета на реализацию проекта, но для этого нужно оптимизировать сметную стоимость и финансовую модель. Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко после вопроса министру экономического развития Льву Решетникову эту перспективу прокомментировала так: «Правительство готово формировать новую финансовую модель, готово согласовывать ее с КСП. Сегодня вопрос требует дополнительного обсуждения. И мы в первом квартале следующего года выйдем с этими решениями. Сейчас предложено оставить, как есть, в текущей трехлетке — до 2024 года. Далее суммы будут обсуждаться».
В решении, которое предложил председатель комитета Федор Николаев, региональному правительству предложено скорректировать в проекте областного бюджета на 2023—2025 годы и бюджетные ассигнования, запланированные на реализацию этого концессионного соглашения.
На следующий день после комитета к теме подключился еще один игрок — прокуратура Новосибирской области. Ознакомившись с выводами КСП по поликлиническому ГЧП, ведомство сообщило через пресс-службу: «Сложившаяся в области практика заключения таких соглашений не отвечает принципу эффективности использования бюджетных ресурсов, их условия не позволяют правительству области результативно контролировать ход (этапы) их реализации, защищать имущественные интересы региона, граждан при явных рисках срыва сроков строительства объектов. В связи с выявленными недостатками губернатору внесено представление».
Сообщается также, что облпрокурор Александр Бучман потребовал разработать механизм контроля за деятельностью инвесторов, предусмотреть их ответственность за нарушение сроков создания социально значимых объектов. «Отсутствие механизма контроля стало основанием для рассмотрения вопроса о дисциплинарной ответственности виновных лиц в правительстве региона», — отметила прокуратура. То есть, выходит, Андрей Травников теперь должен отреагировать на прокурорское представление и наказать виновных.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»