Действительно ли новосибирские прокуроры эффективнее чиновников Евросоюза?

0
24

Два новосибирских предпринимателя, более 15 лет возившие из Китая коммерческие грузы, решили помочь Родине на СВО и загремели в СИЗО.

В сентябре в арбитражном суде развалилось требование прокуратуры Новосибирской области об аннулировании шести госконтрактов, из-за которых возбуждено несколько резонансных уголовных дел. С обвинениями по ним иск ведомства связан напрямую — они даже являются важной частью реализуемой прокурорами операции. Можно ли после поражения в арбитраже считать проваленной ее всю и в чем был ее смысл – попытаемся разобраться.

Рисунок Сергея Мосиенко.

По версии прокуроров, инициированное ими преследование чиновников и коммерсантов должно было пресечь потерю государством 747,885 млн рублей. Но пока подтверждения фактами это не нашло, а очевидными негативными последствиями операции уже стали: арест троих региональных чиновников, в том числе министра Андрея Гончарова, арест двух предпринимателей, более 15 лет без залетов отработавших на рынке, и плюс один мальчик-первоклассник провел часть лета в детдоме. Ребенок попал в богадельню после ареста отца, несколько лет назад овдовевшего и не подумавшего заранее, что сыну неожиданно может потребоваться дежурный опекун.

Есть еще неочевидный ущерб. Он в том, что теперь еще меньше людей станут готовы, как нынешние подсудимые, мобилизовать свои ресурсы на помощь Родине в трудной ситуации.

Когда учредитель компании «Росэкспресс» Дмитрий Каледа и ее директор Дмитрий Смирнов вместе с другими участниками внешнеэкономического рынка были приглашены на совещание под председательством вице-губернатора Новосибирской области Сергея Семки, ситуация в стране была именно сложной. Осень 2022 года, Россия ведет специальную военную операцию, президентом подписан указ о частичной мобилизации. Регионы обеспечивают его выполнение и одновременно помогают с материально-технической базой новым подразделениям, формируемым из земляков. Однако усиление давления международных санкций ставит под угрозу срыва поставки необходимого фронту оборудования.

Власть и бизнес решение в итоге находят. У «Росэкспресса» огромный опыт организации поставок из Китая, резиденты которого на тот момент под давлением санкций ограничили сотрудничество с Россией. Контракты на поставку были заключены и выполнены без нареканий.

Однако спустя три года прокуроры признают все это результатом корыстного сговора, который был затеян лишь для того, чтобы устранить конкурентов и получить выгодные для исполнителя контракта условия оплаты. Именно такой вывод ведомство сделало по итогам своей проверки. Появились гражданский иск, уже рассмотренный первой инстанцией, возбуждены уголовные дела, в рамках которых чиновников и предпринимателей держат в СИЗО.

В арбитраже дело рассматривалось в закрытом режиме, однако информация об основаниях отказа в прессу все же просочилась. Редакция располагает документом, из которого следует: их у суда было несколько. Даже нескольких хватило бы, чтобы развалить требование полностью.

Первое: прокуратура просила не только признать недействительными шесть заключенных между министерством и «Росэкспрессом» контрактов на общую сумму 747 885 960 рублей, но и провести одностороннюю реституцию – то есть взыскать все деньги с поставщика. Но такие решения, заключил суд, подразумевают и возврат поставленного товара, а он был отправлен на СВО и, очевидно, использован.

Второе: закупка, с учетом «мобилизационных» поправок, требований закона не нарушала. В закон №44-ФЗ они были внесены 8 марта 2022 года (№46-ФЗ), а 21 апреля 2022-го и правительство Новосибирской области приняло постановление «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд Новосибирской области у единственного поставщика…» (№173-П). Об этом же были и другие документы регионального правительства, главной целью которых являлось своевременное удовлетворение потребности Вооруженных Сил России.

Представитель правительства в суде вообще заявил, что судебный спор предполагает наличие конфликта, а его нет. Региональная власть не считает свои права нарушенными, поддерживает правоту и поставщиков, и министерства, которое было уполномочено на заключение таких контрактов.

Решение об отказе в иске суд подготовил 17 сентября, через 30 дней после этого оно вступит в законную силу, если не будет обжаловано. Одновременно снимется арест имущества «Росэкспресса» и предприятие может возобновить свою деятельность. Да и арест предпринимателей на время следствия теперь никому не нужен. Когда меру пресечения для них продляли в последний раз (до 11 октября), у следователя прямо спросили: есть у вас доказательства того, что при ограничениях, не связанных с лишением свободы, обвиняемые могут помешать следствию? И она так же прямо ответила: «Нет».

В теории, если контракты признаны законными в арбитраже, теряют смысл и уголовные дела, но это в теории. На деле же гражданские и уголовные процессы – это как параллельные вселенные, которые пересекаются лишь тогда, когда это кому-то выгодно. Например, в качестве доказательств по своему иску прокуратура спокойно прилагает копии материалов уголовного дела, что представители ответчиков расценили как фактическое разглашение надзорным органом тайны предварительного следствия. Вынесли прокуроры из материалов уголовного дела и заключения экспертов, которые сторона защиты сейчас обжалует: дело в том, что в них стоимость товара, заложенная в контракт, сравниваются с данными о ценах по состоянию на совершенно случайные даты, а не на момент заключения контракта.

Интересно, что арбитражный суд, отметив, что прокуратура представила не доведенные до приговора материалы уголовного дела, все же решил рассмотреть их «в совокупности и наряду с другими доказательствами по делу». И пришел к выводу: цена оспариваемых контрактов формировалась, и вопросы об их заключении решались «в целях своевременного удовлетворения потребности Вооруженных Сил России с учетом поставленных Президентом Российской Федерации задач перед Новосибирской областью, с доведением уполномоченными органами в области обороны объемами и характеристиками поставок».

«Арбитражным судом установлено, а прокуратурой области и следователем игнорируется, что закупки осуществлялись в условиях повышенного спроса на аналогичные товары не только со стороны иных субъектов Российской Федерации, перед которым поставлены аналогичные задачи по опоративному обеспечению Армии России товарами специального назначения, но и в условиях повышенного спроса на товары со стороны недружественных по отношению к России государств, а также в условиях отсутствующего в конце 2022 — начале 2023 года товарного рынка и санкционного давления на экономику Российской Федерации, — прокомментировал «Новой Сибири» адвокат Антон Янченко. – Поэтому вынесенное решение все равно станет для защиты серьезным подспорьем, поскольку в нем установлено то же самое, что и просит у правоохранителей сторона защиты».

Особенность этого уголовного дела в том, что оно возбуждено на основании постановления прокурора, надзор за следствием осуществляет прокуратура Новосибирской области, но, как минимум, следователю полезно было бы узнать, что арбитраж, рассматривая иск прокуратуры, не установил фактов нарушений закона одной стороной в ущерб другой. И что, по данным суда, обе стороны по всем сделкам свои обязательства выполнили полностью и все по ним получили. В процессе даже выяснили, что по двум самым крупным контрактам реальные расходы поставщика были выше вознаграждения. То есть ООО «Росэкспресс» не то чтобы на них вероломно не нажился, но даже понес убытки.

Как сообщили «Новой Сибири» адвокаты предпринимателей, защита заказала в ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России экспертизу, и ее вывод в том, что прибыль от всех шести сделок компанией получена разумная — 69 517 484 рубля (в материалах обвинения фигурировали сначала 150 млн, а затем 90 млн). Кроме этого, решив в интересах Родины заняться несвойственной для себя деятельностью, учредитель и руководитель «Росэкспресса» решили всю прибыль от поставки направить на нужды СВО, и их пожертвования составили 66 532 876,35 рубля.

С учетом этих фактов защита ходатайствовала перед следствием о назначении судебной бухгалтерской экспертизы. Это требует немало времени, и большой вопрос, имеет ли смысл продлять на этот срок арест обвиняемых, препятствуя нормальной работе их компании и естественной жизни их семей. Или все-таки прокурорские меры сильнее всех санкций Евросоюза: те хотя бы можно было обходить при помощи отчаянных и патриотичных сибирских предпринимателей…

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Главу Минпромторга Новосибирской области не выпустили из СИЗО

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.