За мнение о Главном храме Вооруженных сил России священник получил два месяца запрета на служение.
ОСВЯЩЕНИЕ Главного храма Вооруженных сил России должно было стать хорошей новостью в непростой пандемический период и накануне отложенного военного парада, но один иеромонах их Новосибирской области впечатление чуть не испортил.
В городе Оби есть такой Иоанн Курмояров, он имеет аккаунт в фейсбуке. Так вот, г-н Курмояров, посетив неделю назад тот самый ГХВС (Главный храм Вооруженных сил), написал у себя на странице следующее: «Христианский храм может быть только там, где есть христианская община. Как я понимаю, этот храм построен в чистом поле, т. е. поблизости люди не живут, поэтому и общины нет, а значит, это не храм, а языческое капище. И не важно, что там будет совершаться Божественная литургия, т. к. она будет совершаться нам же в суд и осуждение. Это еще один пример того, как православие превращается в банальное язычество, со своими капищами, небесными покровителями, иконами родов войск, храмами по профессиональной принадлежности. Печалька».
По поводу якобы «капища» верующие знают такую цитату из Книги книг: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19,20). То есть раз настоятелем ГХФС стал сам патриарх Кирилл, и он, разумеется, не в одиночестве совершает богослужения, то предъява вышла не по делу.
ПОСЛЕ этого невоздержанного поста митрополит Новосибирский и Бердский Никодим запретил иеромонаха Иоанна Курмоярова на два месяца в служении. Формулировка запрета звучит так: «В связи с несоответствием званию клирика РПЦ». Теперь Иоанн не может совершать таинства, носить рясу и иерейский крест.
«Это за то, что священник возмутился присутствием советской символики в храме и фуражкой Гитлера в качестве «реликвии», — прокомментировал этот акт Иоанн. Его впечатлили советская символика в храме и фуражка Гитлера — последняя, конечно, не в алтаре, а в музее при храме (вероятно, трофей).
После запрета в служении Иоанн сравнил свой проступок с педерастией и торговлей наркотиками, которые часто сходят священнослужителям с рук. А еще возмутился, что среди читателей его страницы нашлись такие, кто сообщил о его записи священноначалию: «Так подонки и поступают, прячутся за чьей-то спиной, стучат, включают админ. ресурс… Хотелось бы узнать имя стукача, чтобы в глаза сказать ему о том, что он ничтожество».
Стоит ли обижаться на того, кто донес до руководства твою точку зрения, которую ты и так не скрываешь, а открыто публикуешь в соцсети? Не является ли использование слов типа «подонок», «ничтожество» и «стукач» свидетельством «гордыни»? Эти не самые духовные вопросы мы оставим обсуждать в соответствующем месте.
Религиовед, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев изданию «Ридус» ситуацию прокомментировал так: «Архиерей имеет право требовать от священнослужителей соблюдать определенные правила публичной деятельности и воздерживаться от заявлений, которые создают конфликты и острые дискуссии, особенно на пустом месте. Тем более это касается монашествующих, к ним особые требования, поскольку монашеский постриг накладывает на человека дополнительные обязательства». Эксперт считает, что если священнослужитель в резкой или, хуже того, оскорбительной форме критикует какое-либо явление, особенно внутрицерковное, реакция на это может быть серьезной — вплоть до запрета служения: «Обычно это делается на небольшое время, вплоть до вразумления. Человека стараются предупредить о недопустимости тех или иных дискуссий, но если он не понимает этого, начинаются карательные меры. Если карательные меры тоже не имеют успеха, то далее — вывод за штат или лишение сана, в зависимости от степени вины».
Напомним: патриарх Кирилл освятил главный храм Вооруженных сил 14 июня и сам стал его настоятелем. Храм был построен на территории парка «Патриот» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне на добровольные пожертвования. Его планировали открыть 9 Мая, но из-за пандемии коронавируса церемонию перенесли. На торжественном богослужении был министр обороны РФ Сергей Шойгу. Владимира Путина не было, но он посетил собор вскоре — в День памяти и скорби, 22 июня.
Пост иеромонаха Иоанна появился в сети 15 июня. До этого момента Дмитрий (в монашестве — Иоанн) Курмояров был преподавателем Новосибирской духовной семинарии и не был замечен в каких-то активных действиях, направленных против священноначалия. Иеромонах Иоанн отказался удалить свои посты из фейсбука, но сейчас его аккаунт в этой сети недоступен. Правда, на момент сдачи этого материала в печать текст был доступен ВКонтакте.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Алексей Сальников, у тебя все в порядке с головой? Ты все напутал, даже не удосужился узнать точную информацию. И, кстати, причем здесь пост? А как на счет того, чтобы почитать мою объяснительную? А ВДРУГ Я ПРАВ И В ДАННОМ СЛУЧАЕ ДИСКУССИЯ И МОИ ЗАМЕЧАНИЯ УМЕСТНЫ, ТАКОЙ ВАРИАНТ МЫ НЕ РАССМАТРИВАЕМ? И потом, ты забыл, что меня никто ни о чем не просил, меня сразу отправили в запрет. А В ЛИЧНОЙ БЕСЕДЕ АРХИЕРЕЙ СКАЗАЛ, ЧТО МОЯ КРИТИКА ХРАМА НЕ БЫЛА ПРИЧИНОЙ ЗАПРЕТА.