Иноагентская пятница. Время зажигать звездочки*

0
2101

Новосибирцы продолжают пополнять реестр иностранных агентов — иногда это приводит к довольно курьезным ситуациям. 

МИНИСТЕРСТВО юстиции РФ в одну из недавних пятниц внесло депутата горсовета Новосибирска Сергея Бойко* в реестр иностранных агентов. Министерство обосновывает: «С. А. Бойко дискредитировал идеи служения Отечеству, формировал отрицательное отношение к военной службе, призывал участвовать в протестных митингах, а также к борьбе с действующей государственной властью Российской Федерации. Проживает за пределами Российской Федерации». Решению никто особо и не удивился, а сам депутат как бы даже обрадовался оказаться в «одном шорт-листе» с людьми, к которым ему не стыдно присоединиться.

Стыдно, не стыдно — это категории субъективные. Объективно, конечно, иноагент-положительный статус — это всегда лишние головняки. Как при отчетности, так и при общении с согражданами. Однако наиболее очевидный головняк от этого возникает у СМИ, которые тут, казалось бы, совсем ни при чем: каждого иноагента они обязаны помечать, пропустишь — можешь огрестись штрафом.

А шорт-лист тем временем становится уже совсем не шорт. У новосибирского народного избранника-изгнанника в нем номер 567-й. Первый там появился десять лет назад, но из остальных почти половина — иноагенты свежие, последнего года. Теперь каждая новая пятница — день обновления реестра: почему-то именно в этот день недели в него добавляются новые физлица и общественные организации.

Сами иноагенты в основном бравируют. Бойко*, например, сразу же пригласил к себе на видеострим лидера группы «Ногу свело!» Максима Покровского*, признанного иноагентом в один день с ним (№ 566), и это неплохо отразилось на количестве просмотров.

Среди тех иноагентов, кто считает внесение в реестр необоснованным, — новосибирский журналист Петр Маняхин*: он даже пытался добиться отмены решения Минюста, но безрезультатно. Иноагент Катерина Босов*, вдова владельца группы «Сибантрацит» Дмитрия Босова, покончившего с собой, считает, что попала в немилость из-за фейкового интервью. Она настаивает, что не заявляла одному из французских СМИ, будто ее мужа убили спецслужбы, однако именно после этой публикации ее, крайне немногословного бизнес-селебрити, внесли в минюстовский реестр (пока такого рода сопротивление также ни к чему не привело).

В одну пятницу с Босов* иноагентом стал номинальный новосибирец Илья Пономарев*. Номинальный — потому что представлял Новосибирскую область в Государственной Думе РФ уже очень давно. Но он, пожалуй, самый известный представитель столицы Сибири в реестре.

Новосибирский проект для трансгендеров «T9 NSK»* в день попадания в реестр иностранных агентов отменил намеченную встречу родных и близких своих подопечных. Однако уже через несколько дней в телеграм-канале известил подписчиков: «Хотим сказать, что в этом нет ничего опасного и критичного, и это никак не отразится на нашей дальнейшей работе». Встречи возобновились.

Одна из старейших новосибирских организаций, попавших в реестр иноагентов еще в «первую волну», — Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-так- так»*. Статус иноагента ему присвоили в 2017 году, но все это время фонд работает, публикует информацию о том, чем занимается, и молча сносит все бюрократические сложности, связанные с сомнительным (во всех смыслах) статусом.

Да и иноагент Сергей Бойко* свою депутатскую деятельность продолжает как ни в чем не бывало. Статус — это совсем не основание для лишения мандата. Ограничения в том, что он не может стать председателем или зампредом горсовета или постоянной комиссии, а также в обязанности сообщать о своем иноагент-положительном статусе при публичных выступлениях, при обращении в органы власти, образовательные организации, иные органы и организации.

Депутатского статуса иноагент лишится совсем не из-за иноагентства. С 1 марта вступили в силу поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, в соответствии с которыми депутату достаточно шесть месяцев отсутствовать на сессиях без уважительной причины, чтобы потерять мандат. Сергей Бойко* отсутствует полтора года, но закон обратной силы не имеет, поэтому считать начали лишь с марта. Теперь можно надеяться только на то, что к сентябрю он сможет вернуться в Россию. Но это будет сильно смелая надежда.

Пока же Сергею Андреевичу*, как действующему народному избраннику, даже выделили помещение для депутатской приемной за муниципальный счет. По крайней мере, на нынешнем этапе такая финансовая поддержка иноагентов законом не возбраняется.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

* Осторожно: в этой статье упоминается много лиц, которых Российская Федерация признала иностранными агентами. Все они на всякий случай помечены знаками «*» и соответствующими текстовыми комментариями.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.