Первое, что увидели журналисты, войдя в процедурные кабинеты, — это женская голова. Сама пациентка была скрыта в неком аппарате, вид которого, если бы не больничные интерьеры, напомнил бы приспособление для пыток.
И действительно: аппарат не калечит, а лечит. Это углекислая ванна, в медицине показанная при повышенном давлении, болезнях легких, заболеваниях сосудов и других недугах. В общем, для улучшения кровообращения.
Пациент — Ольга Завьялова. В стены реабилитационного центра она попала после 14 дней в инфекционной больнице, куда её госпитализировали с высокой температурой, одышкой и сильной рвотой. Диагноз – COVID-19. На протяжении всего лечения ей пришлось жить не отрываясь от кислородного аппарата.
«Началось всё с высокой температуры в 38 градусов. Пила парацетамол, ибупрофен и она не снижалась. Например, если было 39, то после лекарств становилось 38. 12 декабря вызвала скорую помощь и меня отвезли в больницу и сделали флюорографию, сказали, что коронавируса нет. Я вернулась домой, а через несколько дней опять вызвала скорую», — рассказывает она.
Отделение 19-й городской больницы Новосибирска, которое посетили новосибирские журналисты, специализируется на восстановительном лечении кардиобольных. В декабре приказом регионального минздрава его перепрофилировали в реабилитационный центр для людей, перенесших корнавирусную инфекцию. Такие в Новосибирске уже работают. Например, муниципалитет открыл такие в социально-оздоровительных учреждениях «Лунный камень», «Обские зори» и «Заря». В них раньше содействовали здоровому образу жизни пожилых людей, а теперь при координации регионального минздрава помогают восстанавливаться после ковида.
У специалистов сердечного отделения горбольницы №19 опыт более специфичен, и с простыми историями сюда не попадешь. Например, Анатолию Ивановичу в его 80 лет удалось не только переболеть коронавирусом, но и во время госпитализации получить инсульт.
«Я двигаться не мог, дышать не мог, очень большая слабость была. Сейчас же никаких последствий не знаю. И речь, и движение, и память – всё в порядке. Понемногу хожу, делаю дыхательную гимнастику, капельницу», — рассказывает он.
Сегодня в учреждении проживают 11 человек, все переболели коронавирусом. Каждый день поступают новенькие, всего мощности рассчитаны на 50 человек.
Программы оздоровления рассчитаны на две и три недели и финансируются через фонд ОМС. В учреждении имеются врачи-терапевты, кардиологи, мануальные терапевты, физиотерапевты и психотерапевты.
Опыта в реабилитации ковидных пациентов у них пока мало – как, собственно, и у всех остальных врачей мира. Но зато они занимались восстановлением кардиобольных — перенёсших острый инфаркт миокарда, операции на крупные сосуды.
Врачи стараются найти индивидуальный подход к каждому пациенту, чтобы назначить максимально верную терапию. В частности, сегодня для всех людей, находящихся на реабилитации, есть различные процедуры, которые они проходят ежедневно: массаж, ингаляция, углекислая ванная, специальная негоряяячая сауна (там около 40 градусов), а также общение с психотерапевтом.
«Ковид влияет в первую очередь на голову: в качестве осложнений есть менингиты, менингоэнцефалиты. Любое серьёзное заболевание вызывает нарушение нейробиохимии. Коронавирус не исключение», — поясняяет психотерапевт Владимир Лысенко.
«Задача отделения – помочь восстановиться людям, встретившимся с этим тяжёлым заболеванием. Мы сейчас стараемся принимать пациентов непосредственно из стационаров или в первые две недели после выписки. Все госпитали информированы, все получили приказ», — комменттирует главный врач больницы Галина Давидович.
Направление из стационара – самая верная путевка в реабилитационный центр. Также его может выдать участковый терапевт. Завотделением Александр Абрамов утверждает, что возьмут всех, кто имеет реабилитационный потенциал, не менее 72 часов отлучен от аппалатов ИВЛ и смог пройти самостоятельно 150 метров.
Никита ВЕРИГИН, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
В Новосибирске ковидные госпитали перепрофилируют в обычные больницы