Кому нужны рейтинги и нужны ли они кому-то

0
1876

Сразу два международных рейтинга представили Новосибирск не в самом лучшем свете. Насколько это обоснованно и, главное, важно?

КАК мы относимся к рейтингам? Если у нас там хорошая позиция — гордимся и радуемся, если плохая — не верим или злорадствуем. Но разумнее было бы вдуматься и разобраться, да не у всех есть на это время.

Рейтинг и интеллект — вещи трудно совместимые

Британское издание Times Higher Education опубликовало итоги одного из самых авторитетных рейтингов ведущих вузов планеты — Times Higher Education World University Rankings (THE). Новосибирский государственный университет попал в этом рейтинге в группу вузов с 501-е по 600-е место.

Многие СМИ сообщили, что НГУ «включен в этот рейтинг», хотя в предыдущие годы он туда уже входил, причем входил в группу 401-500. То есть в этом году хуже стало.

Чем это объясняется? Проректор НГУ по программам развития Алексей Окунев корреспонденту «Новой Сибири» изменение в рейтинге прокомментировал так: «У нас уменьшилось количество аспирантов, которые защищают диссертации в вузе, — они уходят работать в институты и там уже защищаются».

Характерно, что другой авторитетный рейтинг — QS — рисует совсем другую картину. Там НГУ из года в год медленно, но верно повышает свои позиции. В 2012 году вуз был на 371-й позиции, в прошлом — на 250-й, в этом — на 244-й.

Оба рейтинга — британские, более того — раньше это был один проект, а разделился надвое лишь в 2010 году. В чем тут дело? Алексей Окунев считает: не важно, что пишут в рейтингах, поскольку они, при всех различиях в критериях оценки, рассчитаны на англо-саксонскую модель образования. Поэтому — как ни считай, на первых местах всегда будут Гарвард, Кембридж, Оксфорд и Стэнфорд. Даже недавно появившийся Шанхайский рейтинг, который приобрел в последнее время определенную популярность, «заточен» под те же критерии. Но у китайцев свои резоны: они ранжируют вузы для решения вопроса, куда отправлять своих студентов за государственный счет.

Так что НГУ не особо беспокоится о своем месте в этих табелях о рангах. У вуза обширные связи с Академией наук, 60-70 процентов выпускников отправляются работать в академические институты. Такая модель в других странах не очень популярна, поэтому в рейтингах она не отображается. Ну а нам-то что? Нам нужно проект «Академгородок 2.0» обеспечивать научными кадрами, нам не до рейтингов.

У страха рейтинг велик

Еще один список, опубликованный недавно и получивший резонанс в местных СМИ, — рейтинг самых опасных городов мира сайта Numbeo. В нем Новосибирск оказался на 135-м месте.

Numbeo — это популярный англоязычный сервис, который помогает спланировать поездку в другую страну. Он рассказывает об уровне жизни, преступности, здравоохранения, экологии, ценах для туристов — в общем, обо всем, что важно знать путешественнику. Вся информация предоставляется непосредственно жителями тех мест, куда вы хотите поехать. Сейчас в проекте участвуют более 130 тысяч человек — такой вот «народный» сетевой проект.

После того как Новосибирск занял в нем «почетное» 135-е место, большинство федеральных и местных СМИ вышли с заголовками, общий смысл которых сводился к следующему: «Новосибирск — самый криминальный город России». В рейтинге есть еще два российских города — Москва и Санкт-Петербург. Они, если верить Numbeo, немного более безопасны, чем Новосибирск.

Как это оценивать? В списке — больше трехсот крупных городов и только три российских. Понятно, что кто-то из них окажется худшим по сравнению с двумя другими. Но если смотреть на картину в целом, мы увидим нечто иное.

Самые криминогенные города — Сан-Педро в Гондурасе и Каракас в Венесуэле. Это — «красная зона» рейтинга. Новосибирск на 135-м месте? А как тогда быть Сан-Франциско на 118-м? Лондону на 132-м? Стокгольму на 133-м? Все эти города — «желтая зона».

Комментируя для «Новой Сибири» заголовки в газетах и на сайтах, начальник информационно-аналитического управления мэрии Новосибирска Кирилл Наконечный нашел еще один интересный поворот, который сразу, может быть, и не обратит на себя внимания: «Относиться к таким заголовкам и рейтингам с вселенской серьезностью не стоит. Вполне может быть, что мы обгоняем другие «миллионники» России просто потому, что полиция чуть лучше фиксирует обращения граждан о правонарушениях. Меньше отказов полиции в приеме заявлений от граждан — это очень позитивное явление, но по формальному признаку это двигает город к вершине «рейтингов криминальности». Вот такой парадокс может здесь скрываться».

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.