Люди по разные стороны «странного сна»

0
1263

Покинувшие Россию новосибирцы в основном не спешат становиться эмигрантами, стараясь остаться в родном информпространстве. 

ИЗ ПОСЛЕДНИХ новостей уходящего года в культурной жизни Новосибирска: театр «Красный факел» отменил показ трех спектаклей Тимофея Кулябина, известного своей скандальной постановкой «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета. Поскольку режиссер числится «сбежавшим из России», официальная версия «по техническим причинам» общественность не устраивает: сегодня все понимают, какая техника ломается в таких случаях.

Тимофей Кулябин далеко не один из тех, кто числится в списке «просто уехавших». 2022 год сформировал целый класс таких людей, и они в основном ведут себя так, будто не сегодня-завтра могут вернуться обратно. Среди уже вернувшихся, судя по статистике, много тех, кто штурмовал российско-казахстанскую границу в Новосибирской области в сентябре («Новая Сибирь» публиковала записки одного из них под заголовком «Как я сбежал в Казахстан от частичной мобилизации»). Но это непубличные люди, частные персоны. Те, кто и раньше был на виду, и теперь стараются оставаться заметными.

Кулябин в один из дней отметился предельно лаконичным постом в соцсети: «Сбежал из России», а потом его удалил. Кинорежиссер новосибирского происхождения Андрей Звягинцев, который также находится за пределами России, высказался гораздо более определенно. «Я такой родины не знаю. У меня другая родина», — заявил он в интервью одному из СМИ-иноагентов. Еще более радикальна звезда новосибирского КВН, комедиантка и телеведущая Татьяна Лазарева*: она заявляет, что в ярости из-за нищеты, матерящихся матерей, никому не нужных детей и пьющих взрослых. «Они тупые, пьяницы, наркоманы. Что им надо? Развлекуху по телеку и жрачку!» После таких высказываний вернуться Татьяне тоже будет непросто.

Заметный исход наблюдался и из рядов бывших новосибирских политиков. Еще до спецоперации обжились за границей экс-сенатор от Новосибирской области Алексей Мананников и условно новосибирский экс-депутат Госдумы Илья Пономарев*. Мананников особой публичной активности не проявляет — можно сказать, «каким он был, таким остался». А вот Пономарев резко активизировался — до такой степени, что власти наконец-то признали его иноагентом, хотя не делали этого несколько лет, а также возбудили уголовное дело уже не по экономической статье, а за фейки об армии.

НО для этого бывшему любимцу новосибирских журналистов пришлось заявить о своей причастности к убийству Дарьи Дугиной и рассказать о сотрудничестве с некоей экстремистской структурой, которая ведет вооруженную борьбу с российским режимом — оказывается, он ее самолично консультирует. Потом экс-депутат собрал в Польше «съезд российских депутатов», в котором приняли участие бывшие народные избранники, имевшие, по мнению Пономарева, легитимность, в отличие от всех нынешних.

Одним из участников этого съезда стал другой новосибирец — экс-депутат Госдумы от региона Аркадий Янковский, покинувший Россию после начала СВО. У Янковского был и персональный повод уехать — гражданский иск к нему от МВД, требовавшего астрономическую оплату сверхурочной работы полицейских на несанкционированных митингах, которые Янковский, по мнению министерства, организовывал.

А вот известный уличный видеоблогер Тимур Ханов, имевший формально ту же причину отъезда, что и Аркадий Янковский, иск от МВД вынужден оплачивать из пенсионных поступлений. После того как его привлекли к субсидиарной ответственности на сумму более трех миллионов рублей, он вышел из здания Центрального суда Новосибирска без штанов (в буквальном смысле — этот момент был запечатлен на видео), а о рассрочке с законом договориться не смог.

Недавно он рассказал в соцсетях, что в отношении него судебные приставы приняли ограничение на выезд из страны. Интересно, как это может сработать в обратном случае — при въезде? Это более актуальный вопрос, ведь сейчас Тимур живет в Израиле, в Хайфе. Страну выбрал, потому что его бабушка была еврейкой. Пытается учить язык и продолжать блогерскую деятельность.

Еще один медийный человек, покинувший Россию, — сооснователь заблокированной Роскомнадзором Тайги.Инфо Александр Баянов, который, судя по соцсетям, поселился в Милане. Если верить российскому ЕГРЮЛ, свою долю в медиапредприятии, которое продолжает оспаривать блокировку издания в суде, он оставил в июле 2022 года. В недавней своей колонке в итальянском издании Il Sussidario Баянов пишет: «Не все так однозначно» — часто слышу я от своих знакомых, оставшихся в России, а это солидный средний класс, высокообразованные люди». Состояние своих знакомых в России он называет «странным сном».

Чувствуем ли мы, погруженные в «странный сон», отсутствие этих людей на месте? На этот вопрос каждый ответит для себя сам. А вот судьба двух следующих уехавших волнует в Новосибирске очень многих, причем волнением вовсе не праздным. Оно возникает у тех, кто имеет виды на участие в публичной политике, ведь речь о двух депутатах горсовета Новосибирска — Сергее Бойко и Хельге Пироговой.

Сергей Бойко уехал еще до спецоперации. Он опасался ареста в связи со своей политической деятельностью. Но он оформил все по-хитрому: отправил сам себя в длительную зарубежную командировку, о чем регулярно напоминает накануне сессий горсовета.

Похожим образом позиционирует свое отсутствие и его соратница Хельга Пирогова. У нее вроде как тоже уважительная причина отсутствия — поздний срок беременности: недавно она рассказала в соцсети, что отправила заместителю председателя Совета депутатов письмо с сообщением об этом обстоятельстве. Правда, председатель горсовета Дмитрий Асанцев уважительной причину не считает, о чем сообщает буквально на каждой сессии.

Бегство Пироговой было, безусловно, самым фееричным и запоминающимся из всех. После поста в соцсети, в котором она выразила желание поднять из могил погибших российских военных, «надавать им по щщам» и отправить обратно в могилы, на нее ополчилась вся патриотическая общественность, было заведено уголовное дело. История имела общероссийский резонанс.

Отъезд из России Бойко и Пироговой вынудил горсовет Новосибирска инициировать изменения в федеральном законодательстве — там пока нет пункта о лишении мандата тех депутатов, которые долгое время без уважительных причин пропускают сессии.

Напомним, что Сергей Бойко отбил округ у видного в регионе деятеля КПРФ Рената Сулейманова, чем наделал много шума. Сулейманов, конечно, с тех пор уже стал депутатом Госдумы, но компартия наверняка до сих пор считает тот округ «своим», да и «Единая Россия» уже положила глаз и на него, и на территорию, на которой в удаленном режиме работает Хельга Пирогова.

Скорее всего, рано или поздно нам все же придется проверить, достаточно ли плотное взаимодействие с избирателями обеспечивает сеть. Когда это случится и в каком статусе к тому моменту окажутся действующие депутаты, — пока, видимо, никто уверенно предсказывать не возьмется.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

* Российские власти признали этого человека иноагентом

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.