Граждане Киргизии хотят уехать домой из России, граждане России — из Киргизии. Но пока не могут.
КИРГИЗСКИЙ вопрос в Новосибирске подвешен уже три недели. 143 гражданина Киргизии не могут покинуть Россию и вернуться на родину. За это время у одной из женщин случился выкидыш, другая попыталась покончить жизнь самоубийством.
Несколько дней все они жили в аэропорту «Толмачево», затем их перемеcтили в хостел. Проживание с одноразовым горячим питанием оплатила международная благотворительная организация.
Такая ситуация с киргизами сейчас не только в Новосибирске — по всему миру. Аэропорт «Манас» в Бишкеке закрыт, как и все воздушное пространство страны, железнодорожное сообщение для пассажирских перевозок — тоже. Причина понятна — коронавирус. Однако звучала и версия, что это только повод, а на самом деле Киргизия не хочет возвращения своих трудовых мигрантов, потому что, потеряв работу в России, на родине они станут источником дополнительного социального напряжения. Это не выдерживает критики. По официальным данным, в России около 600 тысяч трудовых мигрантов из Киргизии, но застряли на таможнях меньше трех тысяч.
Сейчас многие страны блокируют свои границы. Но Киргизия единственная полностью отказалась от вывоза своих граждан на родину. Первый замминистра иностранных дел КР Нуран Ниязалиев без обиняков заявил, что вернуть домой застрявших за рубежом киргизстанцев нет никакой возможности.
Несмотря на то что российская пресса часто рассказывает о трудностях, с которым сталкиваются при возвращении домой наши сограждане, Россию с Киргизией не сравнишь. В конце марта там зависли несколько команд юных новосибирских и омских спортсменов. Так их чуть ли не в ходе спецоперации возвращали. После напряженных переговоров Киргизия все же согласилась принять российский самолет. Детей в Толмачево встречал губернатор Новосибирской области Андрей Травников, который лично координировал все хлопоты.
Наш коллега, журналист и гражданин России Эгем Кабулов, много лет проработавший в «Новой Сибири», пока вернуться в Россию из Киргизии не может. В прошлом году он перенес сложную операцию в клинике Мешалкина, и сейчас ему нужно периодически проходить обследование. Эгем то ли шутит, то ли планирует: «Положу в рюкзак бутылку воды, запасную маску, консервы, пару кроссовок, деньги, документы, принадлежности для рыбалки, нож, пару зажигалок, дождевик, футболки, джинсы, свитер. И вперед! К границе! Идти, правда, долго».
Граждане Киргизии, застрявшие в Новосибирске, уже даже к Владимиру Путину обратились за помощью, утверждая, что не рассчитывают на содействие со стороны родного правительства. По последней информации, до 30 апреля Киргизия точно не пустит на свою территорию ни один самолет.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»