При нынешних снегопадах испытание на профессионализм предстоит пройти не только тем, кто убирает улицы.
ТАКОЕ ощущение, что весь российский снег в этом году снесло в Сибирь. Пока запад страны любуется расцветающей вишней, в Новосибирске 10-балльные пробки на дорогах, а в области дороги для автомобилей вообще прокапывают между сугробами.
В конце прошлой недели мэрия Новосибирска в связи со снегопадами объявила режим ЧС. Решение приняла специальная комиссия. В нем говорится о привлечении «дополнительной техники для вывоза и утилизации снега с дорог и придомовых территорий» и «для уборки и вывоза снега с мест, невозможных для дальнейшего складирования и уплотнения».
В Карасуке сделали то же самое, а сейчас обсуждают, не стоит ли так же начать разбираться со снегом в Барабинском районе. При этом от синоптиков известно, что снегопады продолжатся до начала февраля. Что там будет дальше, пока однозначно не известно, хотя даже такая неопределенность внушает некоторую надежду — а вдруг там, наверху, снег закончится?
Пока же мы можем утешаться сообщениями о гигантских темпах вывоза «белого безумия»: за сутки это может быть более 20 тысяч кубометров. Докладывают, что в дневную смену работает более 200 единиц снегоуборочной техники, в ночную — почти 300. Дополнительно привлекли 68 самосвалов. На проезжую часть ежедневно высыпают 600 тонн отсева дробления горных пород и 18 тонн реагента «Бионорд». В принципе, даже не поймешь — радоваться от этого или, наоборот, убедиться в бесполезности всякого сопротивления. Потому что хорошо после всех этих подвигов все равно не становится.
На фоне снегопадов активизировались оппоненты мэрии Новосибирска. Руководитель «Гражданского патруля» Ростислав Антонов обратился к президенту РФ Владимиру Путину и мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой выделить для Новосибирска снегоуборочную технику. Понятно, что никто ничего не выделит и обращение во многом политически мотивировано и сделано лишь в расчете на информационный резонанс. А общественник Владимир Кириллов в реакции властей на разгул стихии видит лишнюю почву для злоупотреблений: «Сейчас по ЧС миллионов 100 попилят. Все ж знают, что при ЧС закон о закупках можно не соблюдать».
Режим ЧС действительно упрощает конкурсные процедуры. Но любой, кто знаком с системой муниципальных закупок, представляет, насколько сложно в их рамках маневрировать ресурсами сверх лимитов. И, с другой стороны, как просто распорядителю средств загреметь под какую-нибудь статью — административную, а то и уголовную. Даже если сами процедуры станут проще, нарушать их все равно нельзя.
Выполнение решения о ЧС возложено на вице-мэра Новосибирска Олега Клемешова. Пройдет время, мы узнаем, как он с этим справляется и насколько внимательно и пристрастно будут смотреть за ним сверху. «Сверху» — в смысле, из высшей инстанции, но совсем не оттуда, откуда валится снег.
Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»