Мэрия Новосибирска запустила беспроигрышную лотерею — в ней разыгрывается предрешенная судьба малозаметного арт-объекта.
Неожиданную забаву для новосибирцев придумала мэрия города – ее можно назвать «Защити и победи!». Горожане включились: они несколько дней массово защищали панно на доме № 4 по улице Фрунзе, на котором изображен доктор с сияющим сердцем в руках. Защищать арт-объект, который сейчас модно называть мурал, понадобилось потому, что его якобы хотят закрасить.
О художественной ценности арт-объекта можно спорить, но большинство склоняется к мнению, что это хорошо, некоторые даже считают, что прекрасно. Во всяком случае, уж точно лучше, чем серая стена, которая там была до этого. К тому же не настолько произведение заметно, чтобы устраивать ради его будущего всенародное обсуждение.
Так какие же возражения могут быть против доктора? Может быть, какой-нибудь незадачливый автомобилист засмотрелся на эту красотищу, врезался в столб и попал к коллеге символического героя мурала? Ни о чем подобном, разумеется, не известно, но реальность еще удивительнее и прозаичнее одновременно. Основание для демонтажа – акт администрации Центрального округа Новосибирска «о выявлении элемента монументально-декоративного оформления, размещение которого не соответствует требованиям положения, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 08.12.2015 № 7056».
Панно появилось на здании в сентябре этого года. Автор – мексиканский художник-граффитист Трепо Паркер. Половина Мексики и множество городов разных стран мира знакомы с его творчеством. С ним сотрудничали такие бренды, как BMW и Dolce&Gabbana. Правительства восьми стран обращались за его помощью в реализации социальных проектов.
Но с точки зрения новосибирских правил размещения, мурал, действительно, незаконнорожденный, потому что появился без согласования с соответствующими подразделениями мэрии. И тут муниципалитет формально в своем праве – может закрасить. Не очень понятно, правда, почему в администрации Центрального округа, которая находится ровно в километре от этого циклопического изображения, на него обратили внимание только через два месяца после появления на свет.
Так или иначе, но в мэрии, очевидно, почувствовали, что просто так закрасить картину будет не комильфо, и решили посоветоваться с народом. Уведомление об общественном обсуждении этого вопроса появилось 24 ноября. Одним из первых на него обратил внимание иркутский сайт «Бабр», который во всех своих статьях завистливо проводит для иркутян идею, что новосибирцы – это какие-то варвары. Вот и на этот раз «Бабр» разразился очередным ядовитым текстом. «Новосибирск – город пыли, город мусора, город плохих дорог, ну, еще теперь и вандализма. Уничтожение исторических и культурных объектов стало нормой для столицы Сибири», — делает вывод автор издания в самом начале статьи. В ней идет речь как раз об истории с муралом.
В момент публикации новосибирцы в большинстве своем еще не догадывались об угрозе, нависшей над «культурным объектом» из-за зловещих замыслов чиновников. Но 1 декабря мэрия наконец-то собралась с духом и на своем сайте сообщила об общественном обсуждении в разделе «Новости». И понеслось…
Горожане начали массово возмущаться планируемой ликвидацией доктора. На платформе change.org появилась петиция «Не дайте мэрии закрасить мурал с изображением врача».
На следующий день с заявлениями подтянулись политики. Вездесущая депутат горсовета от оппозиционной коалиции «Новосибирск 2020» Светлана Каверзина обратилась с письмом к вице-мэру Новосибирска Анне Терешковой. Она напомнила, что «прототипом является действующий врач – хирург Константин Геннадьевич Ершов, который более 25 лет проработал в отделении неотложной хирургии ГБУЗ «ГКБ №11» и в настоящее время продолжает трудовую деятельность в клинике «Претор». Эта клиника, кстати, находится в том самом здании. Дальше в обращении Каверзиной – предсказуемые сентенции о важности профессии врача и призыв «сохранить объект монументальной живописи».
Позже подключилась «Единая Россия», взяв под контроль сохранность арт-объекта. Устами председателя постоянной комиссии по муниципальной собственности горсовета Новосибирска Сергея Бондаренко партия сообщила: «Эта работа представляет для Новосибирска определенную художественную ценность. К сожалению, художники не знали, что нужно сначала пройти через худсовет и уже потом реализовывать. Но это все равно не умаляет достоинств данного произведения — оно уникально. Сегодня состоялся худсовет и я, как депутат, высказался в защиту этой работы. Ранее худсовет не рассматривал граффити, теперь будет оценивать и такие произведения искусства. Дальнейшую судьбу этого арт-объекта решит общественное обсуждение, я там выскажу точку зрения партии «Единая Россия» и свою».
Высказалась и сама Анна Терешкова: «Я считаю, что это очень нужный проект. Наши врачи сутками не выходили с работы, когда работали в пандемию. Они продолжают и сейчас спасать нас. Участвуйте в обсуждении, высказывайте свое мнение. Уверена, что работа будет сохранена».
В общем, получился прямо-таки какой-то идеальный консенсус – не нашлось ни одной бабы яги против. И тут у многих возник вопрос генерала из известного фильма: что это было? Мэрия ведь изначально не хотела этот мурал закрашивать, иначе зачем бы стала общественное обсуждение заводить? А так получилось, что весь город принял участие в беспроигрышной лотерее.
Общественное обсуждение завершится 12 декабря, но уже сейчас понятно, что новосибирцы одержат сокрушительную победу. Не ясно только, над кем.
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»:
Мексиканский художник-монументалист в Новосибирске: In Graffiti we trust!