Новосибирские филологи выступили против законопроекта о «словах-иноагентах»

0
1806

Принятие Госдумой в первом чтении правительственного законопроекта против засорения русского языка иностранными словами вызвал немало комментариев – как исключительно одобрительных, так и исключительно издевательских. Первым из учреждений, профессионально занимающихся вопросами языкознания, на это отреагировал Институт филологии Сибирского отделения РАН. Он опубликовал комментарий, призывающий ограничить сферы применения новых норм.

Институт филологии СО РАН. Изображение получено при помощи сервиса Google map.

Суть нового закона — в сокращении использования заимствований. Правительству показалось, что в русском языке их очень много. Это, конечно, всегда было так – русский язык вообще считается гибким и восприимчивым к новому. Однако сегодня открылось удобное политическое окно, чтобы начать крестовый поход против всего иностранного. В пояснительной записке к законопроекту так и сказано: «Проект федерального закона предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях».

Если кто-то думает, что его лично ограничения не коснутся, он заблуждается. Новый закон, как говорится в пояснительной записке, «расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным», и речь там идет не только о государственных документах. Разговоры на кухнях пока проверять не станут, но СМИ, реклама, фильмы в кинозалах, спектакли в театрах, публичное чтение литературных произведений – это тоже сферы использования государственного языка. И в них можно будет применять только благонадежные слова из благонадежных словарей, список которых определит благонадежная комиссия, в которую войдут благонадежные люди, отобранные благонадежным правительством.

Правильные слова должны содержаться в словарях и справочниках, которые фиксируют нормы. Право определять, какие словари нормативные, а какие ненормативные, предполагается отдать специальной правительственной комиссии по русскому языку. Какой-либо ответственности за нарушение закона пока не предусмотрено. Да и механизма его применения пока нет. Поэтому предполагается, что он заработает не прямо сейчас, а с 2025 года.

Однако в своих комментариях сибирские ученые пыл законодателей остужают. «Закон должен касаться не всех сфер существования русского языка, он не должен запрещать употребление тех или иных языковых средств в быту, в художественной литературе, в повседневной производственной деятельности», — пишут они.

Филологи приводят аргументы: «Имеющиеся академические словари и нормативные справочники не устанавливают, а отражают нормы русского языка. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, как правило, не замечая того, что следуем им. При этом, если какая-то языковая норма нарушается регулярно, это значит, что языковая практика меняется, и это объективный процесс. Поэтому и нормы постоянно меняются, и это также фиксируется в словарях и справочниках, что означает, что нарушение языковых норм не обязательно должно иметь правовые последствия».

По сути ученые напоминают авторам законопроекта: не словари меняют язык, а язык меняет словари, а иной подход выглядит как попытка запрячь телегу в лошадь.

«На рынок учебной и научной литературы попадают словари и справочники, в которых могут быть допущены искажения или ошибки, поэтому определение круга изданий, в которых приводятся соответствующие современной норме и практике сведения, должно быть доверено не законодательным органам или органам исполнительной власти, а научному сообществу, прежде всего профильным академическим институтам», — отмечается в комментарии ИФ СО РАН.

Впрочем, история отечественной науки показала: даже для академической комиссии можно подыскать правильных ученых, и даже академический институт может учинять глупости, если его встроить в политическую вертикаль. Примеры, когда лженаука, получив власть, признавала лженауками все, что ей противоречило, учеными наверняка не забыты.

Алексей МАКСИМОВ, «Новая Сибирь»

Скотины, глупышки и судьи: общие черты и отличия

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.