Орангутановы слезы

0
1176

Уходящий год явил несколько примеров странного отношения властей к народному волеизъявлению новосибирцев через интернет. 

КОШАЧЬИ — животные в основном тихие. Может быть, именно поэтому совсем незаметно, можно сказать, тихой сапой неофициальным талисманом новогодней столицы России в этом году стал мануленок Снежинка. А ведь начиналась эта история как раз с громкого скандала.

Милый, но довольно опасный хищный манул смог стать только неофициальным символом праздника, которым Новосибирск так гордится. На официальном уровне Снежинку всячески поддерживают, а вот формально никакого статуса у этого зверя нет. В начале года, когда идея выбрать живой талисман новогодней столицы овладела массами, было выдвинуто пять кандидатов из Новосибирского зоопарка: амурский тигр, белый медведь, снежный барс, манул и орангутан. Опрос запустили на сайте мэрии, по его результатам орангутан Бату поначалу был аутсайдером, но потом вдруг начал набирать голоса и сильно вырвался вперед. Его периодически подрезали снежный барс и белый медведь, но к концу голосования Бату все же сохранял лидерство.

Голосование прервали за несколько часов до планового финала. Вроде как по просьбе зоопарка. Поговаривали, что в поддержке обезьяны увидели политическую подоплеку — там ведь целое фанатское движение образовалось. Результаты голосования объявили недействительными из-за накруток в пользу примата и пообещали провести новое — уже без Бату. Но этого не произошло.

Голосование за новогодний талисман стало самым резонансным новосибирским волеизъявлением в этом году. Про него даже зарубежная пресса писала. Как-никак — новость из столицы, пусть даже только новогодней. Но были и другие новости о народных волеизъявлениях, которые касались только наших, новосибирских дел.

В 2022 году традиционно бушевали страсти вокруг площади, которая упорно сохраняет имя революционера Якова Свердлова и никак не хочет переименовываться в площадь Александра Невского. На этот раз дело дошло до исполнительного производства в отношении мэрии Новосибирска. Решением Новосибирского областного суда, рассмотревшего иск общественника, было предписано назначить новое голосование, но муниципалитет добровольно вердикт никак не исполнял.

Общественник утверждал, что голосование, проходившее в 2020 году, было сфальсифицировано. Суд обязал мэрию «повторно рассмотреть предложение о переименовании остановки общественного транспорта «Площадь Свердлова» в Центральном районе». В свою очередь мэрия предложила «отдать» Александру Невскому не площадь имени Свердлова, а остановку имени Сибревкома. Торг пока продолжается.

Другая история была не менее громкой. Речь о конфликте в связи с голосованием о застройке территории бывшего пионерлагеря «Юный медик», расположенного в лесу между микрорайонами Щ и Нижняя Ельцовка. В июне 2022 года на портале «Электронная демократия Новосибирской области» были проведены общественные обсуждения застройки, в которых приняли участие около 700 человек. 500 из них высказались за застройку. При анализе голосования обнаружилось, что большинство голосов «за» отправлены в последний день голосования с минутными интервалами друг от друга. Голоса «против» поступали равномерно и были гораздо более развернутыми по содержанию. Кроме того, местные жители обнаружили среди сторонников застройки родственников и знакомых, умерших в 2020—2021 годах. Таких случаев как минимум шесть. Все это послужило основанием для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации).

И, наконец, самое странное и в то же время самое предсказуемое проявление народного волеизъявления случилось под занавес уходящего года вокруг мурала на доме № 4 по улице Фрунзе. Доктора с сияющим сердцем на торце дома нарисовал мексиканский художник Трепо Паркер, чем очень оживил обычную серую стену. Но оказалось, что сделал он это в нарушение муниципальных правил размещения подобных объектов. Поэтому у администрации Центрального округа Новосибирска появились законные основания для ликвидации произведения. Однако в мэрии решили посоветоваться с народом: а стоит ли закрашивать? Запустили общественное обсуждение на муниципальном портале. И тут поднялась буря возмущения — вплоть до петиции в защиту мурала на платформе change.org. В кампании по защите отметились все политические силы Новосибирска — от самых провластных до самых оппозиционных. Да и сама мэрия выступила за сохранение доктора. В результате народ решил, что доктор будет жить. Все отпраздновали победу, но остался один вопрос: стоило ли вообще этот огород городить, если результат был очевиден с самого начала?

Ответ напрашивается только банальный: народу же надо было показать, что с его мнением считаются. Для этого выбрали самый беспроигрышный вариант.

Вопросов к адекватности итогов таких голосований в целом это, к сожалению, не сняло.

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Фото Brandon Hendrickson, pexels.com

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.