Все согласны, что археологические раскопки села Большое Кривощеково надо начинать. Однако пока непонятно, кто и когда за это заплатит.
ПОЗИЦИЯ области по проекту строительства Центрального моста, едва она была сформулирована, вызвала движение в сферах, так или иначе связанных с ее ожиданиями. В первую очередь это стало заметно на земле. На той земле, которая, предположительно, будет занята стройкой.
Новосибирск — город молодой, исторических мест, куда можно было бы водить китайских туристов, у нас мало. Одно из них было обнаружено совсем недавно, но уже носит громкое звание «Выявленный объект культурного наследия археологический памятник «Участок культурного слоя села Кривощеково».
В очередной раз о его существовании напомнил известный краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев на массовой акции протеста против заключения концессионного соглашения по четвертому мосту через Обь, которая прошла в день его подписания. Он сказал, что стройка мостового перехода может уничтожить каменный фундамент старинной Никольской церкви, обнаруженный несколько лет назад.
А вскоре после этого пресс-служба Института археологии и этнографии СО РАН заявила, что археологи уже готовы провести полные раскопки в зоне «Большого Кривощекова» — именно так окрестили новый объект. По данным института, площадь культурного слоя села составляет 4822,83 кв. м, участок «находится в удовлетворительном состоянии». Он включает в себя «каменный фундамент Никольской церкви (1881 года постройки), грунтовый могильник (православное кладбище). А также фрагмент главной базарной площади с различными предметами — керамика, монеты и т. д.». Ученые предлагают на месте раскопок кладбища сделать реконструкцию одного-двух погребений, остальные после научной обработки антропологических и археологических находок перезахоронить. Раскопки, намекают археологи, надо проводить срочно, до начала строительства четвертого моста, иначе можно все потерять. Правда, в пресс-релизе ни слова не говорится о том, за чей счет будут проводиться работы (а речь идет о десятках миллионов рублей) и есть ли у института хотя бы предварительные договоренности об их получении.
ОБ ЭТОМ уголке новосибирской истории впервые заговорили в 2012 году. Константин Голодяев его нашел, поставил вопрос о необходимости охраны. Однако вопрос решился лишь через три года. «В Музее Новосибирска прошла моя выставка «Протоистория», на нее пришел научный сотрудник ИАЭТ Сергей Колонцов, и уже к осени у него был открытый лист на проведение раскопок», — рассказывает Голодяев. До зимы 2015-го археологи успели раскопать на историческом участке около десятка шурфов и уже пробили присвоение ему статуса выявленного объекта культурного наследия.
Начальник управления гос- охраны объектов культурного наследия области Александр Кошелев поддержал заявление археологов. «Объем и площадь необходимых раскопок будут определяться окончательно согласованным проектом строительства моста. На встрече со строителями мы уже обсуждали возможность небольшой сдвижки малых мостовых опор, чтобы уменьшить площадь охранных раскопок. Все исходные данные по строительству моста будут подготовлены в течение ближайших полутора месяцев, и скоро будет ясно, какие у нас есть варианты музеефикации», — рассказал он «Новой Сибири». Заказчиком археологических работ в зоне строительства, по словам Кошелева, станет ГКУ НСО «Мост».
Распоряжение прави- тельства НСО о создании ГКУ «Мост» в конце июня подписал бывший губернатор Владимир Городецкий. Руководителем учреждения в августе назначен бывший начальник департамента транспорта мэрии Валерий Жарков. Новая структура должна заняться «обеспечением подготовки территории, необходимой для строительства мостового перехода через реку Обь в створе улицы Ипподромской, а также контролем за строи- тельством и дальнейшей эксплуатацией». По оценкам специалистов, снести надо 360 зданий, в основном гаражи, теплицы. Жилых домов — 81. И, конечно, многих эта тема волнует больше, чем спасение культурного слоя. И часть жителей попадающих под снос домов — уже на нервах. В октябре состоялась встреча руководства «Моста» с ними. Их превентивно пре- дупредили, что торг не предполагается, и размер компенсации за снос будет определять выбранный по тендеру независимый оценщик.
Валерий Жарков выбран руководителем «Моста» с учетом прежнего опыта. В 2014-м он, будучи вице-мэром у Владимира Городецкого, руководил расселением при строительстве Бугринского моста. Скандалов там было немало. Некоторые дома были снесены в принудительном порядке по решению суда.
Концессия на строи- тельство четвертого моста подписана в начале декабря, но еще в ноябре департаментом имущественных и земельных отношений правительства области было изданы первые приказы об изъятии одиннадцати участков по улице Большой.
То, что бюджет ГКУ «Мост» потянет и расселение, и археологические раскопки, и музей, — выглядит утопией. По мнению гендиректора АО «Центральный мост» Евгения Кожевникова (организации, созданной как заказчик проекта четвертого моста), все археологические вещи можно будет начинать, лишь когда начнется основное финансирование строительства.
В нынешнем году федеральный бюджет должен был перечислить области на строительство четвертого моста 26 млрд руб. Затем этот транш перенесли на 2018-й. Если опять не срастется, то, по словам врио губернатора Андрея Травникова, Новосибирская области может выйти из подписанного в декабре концессионного соглашения и приостановить выплаты, которые должна вносить на строи- тельство моста со своей стороны. Получается, что все пока сильно под вопросом. Кроме разве что жителей улицы Большой. Точнее, тех из них, которым обменять свои домики на деньги не терпится.
Виктор ЧЕРНИКОВ, «Новая Сибирь»