Протоиерей про протоиерея: его язык – язык уличной шпаны

1
13332

Широко известный протоиерей РПЦ, настоятель собора Александра Невского в Новосибирске Александр Новопашин выступил с крайне резкими обличениями другого протоиерея РПЦ – москвича Андрея Ткачева. Причиной стала проповедь на федеральном православном телеканале «Спас», где Ткачев ведет молодежное ток-шоу «Встреча».

Протоиерей Андрей Ткачев. Фото с сайта собора Александра Невского

Статья Новопашина «О границах допустимого в миссионерской проповеди» (45 тысяч знаков – 17 страниц) начинается с мысли о том, что миссионер вынужден в процессе своего служения использовать те способы аргументации и, отчасти, тот стиль общения, которые будут конструктивно приниматься его слушателями. Но есть опасность – миссионер неминуемо подвержен встречному, подчас весьма сильному влиянию со стороны своей вполне светской аудитории. И нередко границы приспособления миссионера к его слушателям становятся слишком открытыми или исчезают вообще. Именно это, по мнению Новопашина, произошло с Ткачевым.

В качестве доказательств новосибирский протоиерей приводит несколько цитат из выступлений московского протоиерея.

Ткачев: «Сегодня мы вспоминаем память Василия Великого. У его сестры Макрины на груди что-то воспалилось. И нужно было показать врачу. Она говорит: «Чтоб я сдохла! Чтобы я разделась, сиськи свои показала врачу?! (Ткачев показывает жестами женскую грудь) Ага! Дули вам всем! (свистит и показывает два кукиша в экран) Никогда в жизни! Сдохну — не покажу! Чтоб на стол легла, ноги раздвинула, чтобы залез со всякими окулярами гинеколог (снова кукиш в экран) — во, никогда в жизни! Умру, но не покажу свою грудь мужчине!» О! святая женщина! И жила, и здоровая была».

Александр Новопашин, комментируя этот пассаж, отмечает, что Ткачев в весьма значительной степени искажает, опошляет, до непотребства огрубляет историю святой, не стесняясь использовать при этом обсценную лексику. При этом он приводит оригинальные слова из жития преподобной Макрины: «Пришел день, когда Макрину поразила тяжелая болезнь: у нее образовалась опухоль. Несмотря на мольбы матери, она отказалась от помощи лекаря, считая, что обнажить перед мужчиной часть своего тела пагубней самой болезни». По мнению Новопашина, Ткачев не только «разбавляет» жизнь святой пошлой экспрессией и скабрезными оборотами речи («сдохла», «сиськи», «ноги раздвинула»), но, по сути, от своего имени влагает в уста святой те слова, которые она не произносила и не могла произнести в силу своей праведности и элементарного воспитания. «Сколько телезрителей включают телеканал «Спас», чтобы услышать утешительное слово пастыря, а натыкаются на, простите, кукиш», — заключает Александр Новопашин.

Другой пример – мысль Ткачева о женщинах, которые ищут себе хорошего мужа:  «Эти все шалавы хотят себе мужа работящего и трезвого, а по морде не хотят потом? Они куда раздвигали свои половинки, извиняюсь? Кому, где, когда, с кем, сколько… собаки бешеные? Потом они — да, рты свои крашенные, ботоксом накаченные раскрывают: «Дайте нам мужиков трезвых, работящих!» А кулака тебе не дать под челюсть?»

Александр Новопашин отмечает: «Иной раз внутренняя речь, внутренний диалог миссионера утрачивает необходимое христианское благоговение, приобретая весьма грубый и пошлый оттенок. И тогда срабатывает обратный эффект, не миссионерский, а антимиссионерский, способный оттолкнуть людей, случайно услышавших подобные «народные» опусы протоиерея Андрея Ткачева. Это и происходит. Под данным видео легко найти множественные «отрицательные» комментарии, поливавшие грязью Церковь, христианство, Христа. Именно таким грубым, неотесанным, мракобесным, женоненавистническим, «рабским», анахроничным, полностью себя изжившим представлено христианство многомиллионной аудитории протоиереем Андреем Ткачевым. И сколько гадостей, насмешек терпит Церковь только благодаря столь опрометчивым словам одного протоиерея, вещающего с голубого экрана».

Язык Андрея Ткачева, как считает Александр Новопашин – это язык уличной шпаны: «Не только православный священник, не только православный человек, но просто даже вменяемый, более-менее культурный человек не позволит себе подобных высказываний, тем более публично».

«Работая «на публику», эпатируя ее, протоиерей Андрей Ткачев, видимо не вполне отдает себе отчет, сколько отрицательных мнений собирают его подобные выходки, какое мнение складывается у нецерковных людей о Церкви в целом на примере выступления всего лишь одного дурно воспитанного священника. Поклонники Ткачева нередко утверждают, что, мол, батюшка своей открытой, простой, местами даже грубой речью, таким образом привлекает людей в Церковь. Но так ли это? Действительно ли привлекает? Или все-таки отталкивает?!» — задается вопросом Александр Новопашин.

Напоследок Новопашин вспоминает выходку Ткачева уже в связи с пандемией коронавируса. В интернете приобрел широкую популярность видеоролик, на котором Ткачев выходит на проповедь в противогазе и заявляет: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь». Гадости – это средства индивидуальной защиты. Новопашин комментирует: «До смеха ли, когда от этой новой страшной болезни только по официальным данным в России ежедневно умирает порядка полутора тысяч человек? Да и церковный амвон, совсем не место для такого рода пародий, да и священник не актер телепроекта «Аншлаг, Аншлаг», храм – не концертный зал, амвон – не сцена».

Общий вывод Новопашина: «Это, прежде всего, на мой взгляд, следствие отсутствия церковной цензуры».

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Любителей ню и таксидермии призвали к бдительности

Whatsapp

1 комментарий

  1. Наверное, Вы Александр правы! Зачем же, этой по сути демонократией (и прочим либерализмом) заниматься священникам в Православной церкви???? Мы Русские Люди всегда были, Есть, и БУДЕМ КОНСЕРВАТИВНЫМ народом. Надо, Надо привлекать молодых постельцинских людей в Православие, но только не такими «способами»!

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.