Россия-2014: аналитики анализировали, анализировали, да недоанализировали

0
380

Прежде чем начать читать эту статью, подумайте, стоит ли портить себе настроение.

ЧИТАТЕЛЕЙ и писателей «Новой Сибири» очень впечатлила статья Николая Гармонеистова «Эталонный 13-й: как быль сделать сказкой» в прошлом номере нашей газеты. И какие бы он там выводы ни делал, захотелось жить в 1913 году. И очень не захотелось жить в 1914-м и в последующие.

В отличие от 1913 года, о 1914-м никто никогда ничего хорошего не сказал. Достаточно вспомнить, что летом 1914 началась Первая мировая война, которая, как пишут публицисты, «открыла» XX век громом артиллерии и миллионами погибших, возвестив об окончании эпохи «старой Европы» и изменив мир до неузнаваемости. 1914-й опять же стал годом, на который сектанты (свидетели Иеговы) предрекли конец света. По-настоящему он так и не наступил, но, во всяком случае, многие историки и комментаторы сходятся во мнении, что 1914 год был поворотным пунктом в истории человечества.

«Последний совершенно «нормальный» год в истории был 1913-й, то есть год перед Первой мировой войной» (передовая статья в «Таймс-Геральд» от 13 марта 1949 года, Вашингтон, США, округ Колумбия).

«75-летний период с 1914 по 1989 год, включающий две мировые войны и холодную войну, рассматривается историками как единственная в своем роде, отдельно стоящая эпоха, уникальный период, когда большинство стран воевали, восстанавливались после войны либо готовились к новой войне» («Нью-Йорк таймс» от 7 мая 1995 года).

А теперь еще несколько цитат.

«С началом Первой мировой войны весь мир буквально распался, и мы до сих пор не знаем почему. Ведь перед этим казалось, что надежды на идеальное общество вот-вот осуществятся. Царили мир и процветание. Но потом все куда-то исчезло. С тех пор никаких улучшений не было… В наш век было убито больше людей, чем за всю историю человечества» (д-р Уокер Перси, «Америкэн медикл ньюс» от 21 ноября 1977 года).

«С 1914 года из жизни людей исчезли безопасность и спокойствие» (Конрад Аденауэр, немецкий государственный деятель, «Уэст паркер» от 20 января 1966 года, Кливленд, США, штат Огайо).

А, казалось бы, ничто не предвещало… Возможно, еще и потому, что в 1913 году (если исключить сектантов) не было таких модных профессий, как политические и экономические аналитики. Зато сегодня их хоть пруд пруди. Так давайте посмотрим, что они нам предрекают на 2014-й. Интересует прежде всего, конечно, Россия, где мы, собственно, и живем.

Вихри какие-то веют над нами!

К сожалению, большинство прогнозов неутешительны. Что обидно: в первом ряду предрекающих России трудные годы стоят члены правительства, которые, по идее, должны были бы нам внушать хоть какой-то оптимизм. Если же говорить о независимых аналитиках, то свои анализы они начинают так: «2014 год будет особенным годом в жизни каждого россиянина. Таких событий, которые ждут нас в 2014 году, мы не видели уже лет 20. Никого не хочу расстраивать, но факты пугают…» Или «если вы каким-то образом попали на эту новость, то прежде чем начать ее читать, подумайте, стоит ли портить себе настроение, так как ничего хорошего я здесь не написал. Настроение от прочтения точно не повысится…»

Да, если сравнивать с 1913-м, 2013-й был не ахти. Политики его уже назвали «годом разочарований». Рост ВВП за прошлый год ожидается на уровне 1,4 процента. И что это значит? В расчетах Росстата есть отдельная графа «статистические расхождения». В 2013-м она как раз и составила 1,4 процента. То есть величина расхождения равна официальным темпам роста. Можно ли в этом случае что-либо анализировать? То ли у нас маленький, но рост, то ли спад, а может, стагнация или стагфляция? То ли кризис, то ли нет...

В прошлом году произошло еще несколько неприятных вещей. Дефицит региональных бюджетов увеличился более чем в два раза. Пока его, правда, удалось прикрыть за счет накопленных ресурсов, но в 2014-м это, скорее всего, повторится, и, возможно, в более острой форме, при этом у регионов нет никакой возможности накопить ресурсы для покрытия дефицита.

Закредитованность населения оценивается как «колоссальная». Суммарные доходы населения составляют около 30 трлн рублей, при этом общий долг граждан РФ перед банками к концу 2013-го составил 10 трлн, рост просроченной задолженности приближается к 450 млрд. Россияне влезают в долги, не могут расплатиться и берут новые кредиты, чтобы погасить старые. В итоге сегодня на оплату кредитов уходит в среднем треть их доходов.

Ну и, пожалуй, самое неприятное: в прошлом году власть, чтобы свести концы с концами, изъяла восемь миллиардов долларов пенсионных накоплений, которые мы с вами копили себе на старость, и бросила на выплату пенсий текущих.

На 2014-й и далее улучшений также никто не ждет. Минэкономразвития снизило оценки развития экономики РФ до 2030 года, и по этим оценкам темпы роста ВВП в ближайшие 17 лет не превысят 2,5 процента вместо планировавшихся ранее четырех. («Трехпроцентный рост, который еще недавно казался неправдоподобно низким, теперь выглядит почти недостижимым».) В докладе Центра развития Высшей школы экономики утверждается, что за 10 лет ВВП РФ вырастет лишь на 29 процентов. (Темп роста экономики в 2014-м — не выше 2,1 процента.) Банк России в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014-16 годы» прогнозирует 2-процентный рост ВВП в этом году. О тех же двух процентах говорят и зарубежные аналитики. В частности, Международный валютный фонд и специалисты финансовой корпорации HSBC. Вследствие всего этого к 2030 году доля России в глобальной экономике снизится до 3,4 процента против четырех в 2012-м.

Есть и более радикальные точки зрения. Некоторые эксперты ждут в этом году нулевой рост ВВП, и это при лучшем раскладе, не исключая в худшем падения экономики на один-два процента. В том, что 2014 год станет худшим для России с начала 2000-х, абсолютно уверен бывший министр финансов, который одновременно является знаменем либеральной экономики, Алексей Кудрин.

Говоря о причинах нынешнего замедления экономического роста в России, все ведущие экономисты практически единодушны. (В общем, об этом давно говорят.) Старая модель развития, основанная на растущих ценах на сырье, исчерпала себя. Российская экономика застряла на переходе из одной модели развития к другой. Старая уже не работает, а новая еще не сложилась.

Следующая причина: падает доля экономически активного населения при том, что население фактически не растет. То есть пенсионеров больше, работающих меньше. В докладе, подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), делается прогноз о том, что в предстоящие сорок лет население России вообще сократится более чем на 17,4 млн человек.Россия занимает 10-е место в мире по смертности (то есть лишь девять стран на планете убивают своих граждан быстрее, чем мы), но 152-е по продолжительности жизни и 165-е по рождаемости. ОЭСР приходит к выводу, что «недавнее повышение рождаемости носит временный характер, являясь результатом подкупа Кремлем родителей, чтобы те рожали больше детей. Такой стимул заставляет их рожать детей раньше, чем они сделали бы это в обычных обстоятельствах, потому что им хочется побыстрее получить деньги».

Россия – зона рискованного хотьчегонибудьделия?

На этой неделе в Академгородок приезжал академик Абел Аганбегян. Он тоже не видит никаких сил, которые бы тянули экономику вверх. В России очень отсталая структура народного хозяйства. Уровень реальных доходов населения у нас в два раза ниже, чем в странах большой семерки. Жилищные условия ужасающие. Строим мало, и о каких-либо комфортных условиях проживания говорить не приходится. У нас 15 кв. м на душу населения, в странах G7 — 50 кв. м. В РФ высокий уровень смертности и существует огромная потребность в улучшении здравоохранения. Мы даем на образование 5 процентов бюджета, в США — 11. А если говорить о здравоохранении, то в США на него тратятся средства в объеме нашего ВВП.

Каким видит академик выход из этой ситуации? Чтобы подняться на новый качественный уровень развития, необходимо резко поднять объемы инвестиций. Если мы хотим не двух- , а пятипроцентный рост ВВП, то инвестиции должны расти темпами 30 процентов. Прежде всего они должны идти на модернизацию и технологическое обновление. Начинать надо с энергетики, которая у нас едва ли не самая отсталая. КПД ее очень низок, это тянет за собой высокий расход топлива и ложится на себестоимость практически всей выпускаемой в стране продукции.

Требуется полная перестройка структуры экономики. Это должна быть экономика знаний. Необходимо массовое строительство жилья и дорог. Потребуются институциональные реформы, которые придется проводить очень быстро, так как массовые инвестиции вызовут потребность в новых кадрах и повышении их квалификации. России пора бы вспомнить старый опыт реализации крупных индустриальных проектов. Нужно начать программы освоения новых районов и реализацию в Сибири проектов по нефтехимии, глубокой лесопереработки и т. д. В целом о том, что необходимы технологическая модернизация, диверсификация структуры экономики на основе инвестиций и роста производительности труда, говорят практически все экономисты.

Конечно, на все нужны деньги. По прикидкам экономиста, порядка 9-10 трлн рублей. Где их брать? Абел Гезевич уверен, что из банковской системы можно привлечь до двух трлн рублей. Нужно начать выпускать долговые ценные бумаги. Есть опять же 500 млрд долларов золотовалютных резервов, из которых 350 можно взять в виде кредитов. Оставшихся 150 млрд вполне будет достаточно для форс-мажорных обстоятельств. Далее — деньги населения. Это еще 1,5 млрд долларов: 800 млн можно привлечь в России и 700 — за рубежом. (Для этого нужно просто развивать новые формы привлечения средств.) Еще нужно прибавить корпоративные инвестиции при определенных гарантиях и льготах со стороны государства.

Возникает резонный вопрос: почему всего этого правительство не делает? Академик полагает, что правительство еще не до конца осознало то, в какой на самом деле глубокой яме мы находимся. Во-вторых, реализация крупных мер — это, конечно, огромные риски. Проблем и правда масса, но это, по его мнению, не является поводом ничего не делать. Чуть ранее, кстати, Алексей Кудрин говорил о правительстве почти то же самое: «Не вижу, чтобы правительство осознавало риски. Видения проблемы нет и в «Единой России», и в парламенте». Как ни смешно, даже правительство это признает. По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, «если национальные сбережения аккумулируются в капиталопотоки из страны вовне и заканчиваются вложениями в иностранные активы — это свидетельство некачественной политики внутри страны».

Да, крупные проекты — это страшновато, однако рано или поздно такие инвестиции дают отдачу. В отличие, скажем, от Олимпиады, на которую было потрачено более двух трлн рублей вместо запланированных 313,8 млрд, по сути же, это «игрушка» на раз. В итоге сейчас бюджет страны настолько истощен затратами на Олимпиаду, что финансового кризиса, уверены отдельные эксперты, у нас просто не может не быть.

Если вернуться к прогнозам, то аналитики оценивают шансы 2014 года между плохими и очень плохими. Оптимистический сценарий — это стагнация, пессимистический — рецессия. Самый большой риск заключается в ценах на нефть и газ. Бюджет-2014 верстался, исходя из цены на нефть 101 доллар. Если цена на нефть упадет, то бюджет «поплывет». В целом в мире в этом году ожидается подъем, прежде всего за счет экономики США. Прогнозируется и рост потребления нефти. Но, с другой стороны, повышения цен на нефть и газ пока не прогнозирует никто.

***

Среди хороших новостей надо упомянуть о том, что государство на этот год фактически заморозило тарифы госмонополий.

В числе непонятных то, что Центробанк все меньше будет вмешиваться в механизм курсообразования, чтобы создать условия для окончательного перехода к свободно плавающему валютному курсу. Исходя из этого, все аналитики предполагают дальнейшее ослабление рубля.

В числе плохих новостей надо записать новость о, скорее всего, вероятном росте безработицы. Это в 2008 году правительство считало массовые сокращения неприемлемыми, сейчас компаниям сокращения необходимы, чтобы снизить свои расходы и повысить рентабельность. Эта тенденция, к слову, не только российская, но и общемировая. Начали поговаривать в правительстве и о повышении пенсионного возраста, что опять же не очень приятно.

С экономистами все ясно. А как себя должен вести народ? Послушаем теперь социологов, которые советуют, во-первых, не брать кредиты. Во-вторых, начать копить деньги на случай потери работы. Если это все-таки произойдет, другую найти будет непросто. Поэтому, в-третьих, стоит заранее подготовить плацдарм, на котором, чтобы не впасть в нищету, можно было бы заняться хотя бы маленьким частным бизнесом.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.