Секреты «Азиатской кухни» на улице Хилокской: Почему она опять устояла?

0
2537

Даже после теракта в «Крокус Сити Холле» новосибирские контролирующие органы не могут справиться с сомнительным анклавом мигрантов. 

По новосибирскому Хилокскому микрорайону недавно прошли рейды прокуроров и правоохранителей. После него отдельные фрагменты территории стало просто не узнать. Многое, что раздражало людей и было точкой притяжения хмурых мигрантов со всей округи, развеялось как дым. Зацепили даже кое-что нужное и легальное. Однако самое вопиющее нарушение осталось нетронутым: стоит и дымит, как заколдованное. Будто защищено крышей гораздо более высокой, чем та, которая возвышалась над трагически прославившимся «Крокус Сити Холлом».

Кадр теленовостей зафиксировал визит одновременно прокурора, санитарного врача и пожарного инспектора

Сюжет новосибирских «Вестей» зафиксировал визит в эти края одновременно прокурора, санитарного врача и пожарного инспектора. А также то обстоятельство, что после него пропало нагромождение киосков между остановкой и жилыми двухэтажками, с которыми не могли ничего поделать многолетние  протесты жителей и даже личное вмешательство бывшего мэра Новосибирска Анатолия Локтя.

Закрылась и розничная продовольственная ярмарка возле ТЦ «Хилокский»: место, куда за многие годы привыкли приезжать и местные фермеры со своими излишками, и предприниматели со всей округи за «борщевым набором», и экономные пенсионеры. Смысл его создания рядом с крупной оптовой площадкой, через которую товарные потоки из ближнего зарубежья расходятся по всей Сибири, был как раз в дополнительной услуге для простого местного поставщика и потребителя — им стало удобнее, они не создавали толкотню на территории оптового «Хилокского». Теперь, рассказал нам сотрудник торгового центра, сюда каждый день звонят люди: спрашивают, откроется ли привычный им рынок.

Уменьшился и размер основной проблемы этих мест — главного «хилокского треугольника», настоящего анклава жителей соседних республик. От 28 соток земли между школой и дорогой, которые арендует у некоего Мурвата Османова созданное гражданином Узбекистана Махмудом Салиевым ООО «Азиатские кухни». После рокового визита силовиков отсюда пропали киоски, здесь воцарились разруха и запустение. Но ненадолго — сейчас мусор вывезли, а некоторые киоски даже возвращаются на свои места.

Ярмарка у остановки после рейдов правоохранителей съехала. Фото автора

Однако самое вопиющее место микрорайона осталось нетронутым даже в самый пик борьбы с концентрацией мигрантов, а сегодня так и вовсе процветает. Это основная часть тех 28 соток Мурвата Османова, за которыми «Новая Сибирь» следит уже два с половиной года.

Осенью 2022 года редакция запросила документы и задалась вопросом: как так получилось, что зеленый клин муниципальной земли без какого-либо конкурса стал частным и превратился в чадящий и бурлящий островок Средней Азии на окраине сибирского мегаполиса, между школой и дорогой на кладбище.

Наше расследование было опубликовано спустя пару месяцев после того, как на Хилокском микрорайоне собрался представительный сход граждан, от имени которого в региональную прокуратуру ушло обращение с более чем шестьюдесятью подписями под четырьмя страницами текста с претензиями к властям. Две с половиной страницы из них были посвящены этому анклаву. Там про то, как вместо предусмотренного генпланом торгового центра на участке, который граничит со школой № 66, поставили мрачные сараи с коптящими печками, стали резать животных, рубить мясо и кормить восточным стрит-фудом граждан ближнего зарубежья.

Летом 2023 года журналистов в микрорайон позвал глава администрации Ленинского района Александр Гриб. Он рассказал: после того обращения чиновники проработали с местным активом все вопросы и к марту подготовили «дорожную карту» решения проблем Хилокского микрорайона, которую в начале лета на встрече с жителями представил Анатолий Локоть. Глава района провел по дворам — уже благоустроенным, по свежеасфальтированной дороге рядом, по безопасному пути к школе — раньше она шла мимо заросшего пустыря, теперь — мимо зеленеющего газона. Мимо самовольной постройки павильона с чайханой, которая была еще цела, но дело о ее сносе уже проходило судебные инстанции. Когда проходили мимо «Азиатских кухонь», Александр Гриб прокомментировал: мол, вот — их вид мешал людям, мы его огородили таким забором. И указал на яркий клеенчатый баннер с подсолнухами.

Дым над забором с подсолнухами. Фото автора

В апреле 2024-го многое тут уже не так. В подлежащей к сносу утлой пристройке к уже демонтируемому зданию чайханы торгуют отличными горячими лепешками. Чистый и тихий пекарь-узбек продал одну корреспонденту «Новой Сибири» и грустно пожаловался: раньше сидел там, рядом с остановкой, теперь вот тут, где поток покупателей меньше. «Азиатские кухни» напротив по-прежнему коптят чем-то удушливым и черным. За ярким, как и прежде, баннером с подсолнухами.

Как у них получается устоять — большая загадка. Такая же неразрешимая, как и вся история этого треугольника. Пока власти много лет подряд вяло отлавливали в микрорайоне незаконных мигрантов и разгоняли стихийную «биржу труда», участок в самом центре территории тихо формировался, приватизировался, а затем переходил из рук в руки, постепенно становясь как бы легальнее и легальнее.

«Новая Сибирь» запросила в Росреестре всю историю владельцев объекта, и вот что из нее следует. Первый участок здесь был сформирован 4 октября 2007 года — 1981 кв. м. 3 декабря по передаточному акту он перешел в собственность частного лица. Через три месяца и восемь дней (к 11 марта 2009-го) — к юридическому лицу. Через 9 месяцев и 14 дней (к 25 декабря 2009-го) — опять к физическому. Еще через семь месяцев и три дня (к 28 июля 2010-го) у участка появился новый собственник. Через четыре года четыре месяца и 25 дней — другой. Еще через год и десять месяцев (к 21 марта 2019) — опять переход права собственности. Теперь уже к нынешнему благодетелю, Мурвату Османову.

Однако это картина не полная. По пути от собственника к собственнику 1981 кв. м превращаются сначала в 2638 метров (5 ноября 2020 года), а затем и в нынешние 2,8 тысячи квадратов, по поводу которых, как следует из ответа заместителя мэра Новосибирска Геннадия Захарова на одну жалобу, муниципалитет хоть и выявляет нарушения земельного законодательства, но оснований давать какие-то указания уже не имеет.

Ответ этот — фактически расписка власти в невозможности сдвинуть ситуацию с места — был дан 18 января 2024 года, еще до теракта в «Крокусе». Речь в нем шла не только про «хилокский треугольник», но и про ярмарки рядом — возле остановки, на тротуаре. «Правовые основания для ликвидации ярмарок… отсутствуют», — утверждал вице-мэр.

После 22 марта все поменялось. Но не для всех. «Азиатские кухни» продолжают коптить, резать мясо и собирать рядом с жилым микрорайоном и школой азиатский анклав.

Виктор ПОЛЕВАНОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Проблемы на улице Хилокской

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.