Жители Хилокского микрорайона не могут добиться от властей проверки законности приватизации участка земли под своими окнами.
ЖИТЕЛИ Хилокского микрорайона каждый день отправляют в школу детей и сами проходят мимо места, которое вызывает у них раздражение и страх. По генплану здесь должны были построить торговый центр, а поставили мрачные сараи, где режут животных, рубят и жарят мясо, а также кормят восточным стрит-фудом и одевают в темную одежду людей из ближнего зарубежья. Людям страшно, но власти ничего не могут с этим поделать: территория-то частная, отвечают они на жалобы.
Жители ведут борьбу против этого анклава много лет. Нынешним летом после представительного схода граждан они направили очередное обращение в региональную прокуратуру, где конкретно просят проверить правомерность приватизации земельного участка, который сегодня занимает на праве аренды организатор пугающего места — ООО «Азиатские кухни».
Участок одной стороной действительно подпирает школу № 66. Это 26 соток земли, предназначенные по документам для строительства магазинов и столовых, но ни того, ни другого в своих границах не имеющие. По данным муниципального портала novo-sibirsk.ru, разрешений на строительство чего-либо на нем не выдавалось. Тогда как же его купили?
«В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, — напоминает в обращении прокурору Новосибирской области инициативная группа жителей. — По имеющимся данным, торгов по данному участку не проводилось, объектов капитального строительства нет».
История борьбы тянется с 2014 года. Тогда вокруг Хилокского микрорайона то тут, то там возникали стихийные биржи труда мигрантов: по утрам они строились вдоль трассы и ждали предложений по работе. Когда на клинышке вдоль школьного забора для них начала создаваться обслуживающая инфраструктура, в госорганы полетели жалобы от жителей микрорайона.
На что жаловались? А комплексно. На то, что нестационарная торговля-ярмарка вплотную прижимается к дворам многоквартирных домов, где автоматически формируются отхожие места. На то, что там разделывают живность и продают ее мясо. А также на то, что на ярмарке постоянно собираются толпами иностранные рабочие. Примеры, когда это столпотворение приводило к столкновениям внутри сообщества и к преступлениям с их стороны, в жалобах тоже приводились.
С тех пор ярмарки периодически перетряхивали разные контролирующие органы. Они ловили нарушителей миграционного законодательства и наказывали людей, торгующих мясом и шашлыками, упорно не замечая, что люди жалуются не столько на мясо и мигрантов как таковых, сколько на то, что непосредственно у школы и их домов сформировалось чуждое и неприятное им сообщество.
Но самое интересное, если верить документам, произошло, когда в 2014 году прокуратура Ленинского района начала разбираться с принадлежностью земли. Съездив на место с полицией, она заключила: весь этот клин, занятый волнующих людей ярмаркой, состоит из двух участков. Один предоставлен предпринимателю Мурвату Самедовичу Османову по договору аренды, вторым он владеет на праве собственности — все вместе составляет те самые 26 соток, которые и не дают покоя горожанам.
Но ничего незаконного в этом прокуроры не нашли. Тандему правоохранительных органов пришлось довольствоваться задержанием 17 продавцов — их доставили в отдел и тщательно проверили. В итоге у шестерых оказались не в порядке миграционные документы.
Такие истории повторялись из года в год. Люди жалуются, что рядом со школой ведется торговля, — чиновники (прокуратура, полиция, Роспотребнадзор) приезжают, ловят продавцов, наказывают. А то, что часть города не пойми как оказалась в частной собственности и что собственник размещает на ней объекты, которые мешают людям и создают опасную для детей атмосферу, — это мимо кассы.
В 2015 году семеро жителей улицы Хилокской пожаловались сразу Владимиру Путину. Отвечал на обращение к президенту начальник управления мэрии Виталий Витухин. От него люди узнали, что собственником всего участка стал Мурват Османов. Земля перешла к нему в собственность в октябре 2014 года, когда по точке чуть ли не каждый день ходили разные проверяющие. А спустя полтора года, в декабре 2016-го, Олег Клемешев (тогда — глава Ленинского района) уже подтвердил в ответе жалобщикам: земля перед школой, между домами №№ 7 и 8 по улице Хилокской, — вся в частной собственности, и, «действуя в рамках имеющейся компетенции, администрация Ленинского района не вправе ограничивать права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом».
В 2020 году наступление на микрорайон получило от мэрии Новосибирска подкрепление в виде согласования трех универсальных ярмарок: одна из них развернулась на арендованном участке ООО «Азиатские кухни», две дополнительные наступали со стороны улицы Хилокской.
Новые торговые ряды были еще более коварны, чем прежние: мимо них от остановки общественного транспорта просто не пройти. Мало того, что «универсальность» ярмарки здесь достигла максимально предельного масштаба, объединив в одном ряду похоронные принадлежности, овощи, молочку и парикмахерские, — так еще и расположилось все это прямо на тротуаре и теперь уже совсем вплотную к жилым домам.
Летом 2022-го ситуация вышла на новый уровень: проверку здесь поручил провести сам председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, в последнее время берущий на контроль все новые и новые вопросы из Новосибирской области. Вскоре ГУ МВД писало властям региона, что поручение выполнено — возбуждено уголовное дело. Правда, не из-за хищения муниципальной земли, а за производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ).
(В скобках заметим: региональный СКР о том же писал губернатору Андрею Травникову, и в письме есть прекрасная фраза: «Обитающие на указанных улицах бездомные животные (собаки) организуют пребывание и питание у территорий забоя скота, утилизации отходов его забоя».)
Граждане пишут, что им невыносимо жить посреди торговой площади, что непосредственно в их дворах и прямо за школьным забором собираются непонятные им люди, но органы следствия, вместо того чтобы разобраться, как арендованная у города земля, предназначенная для строительства торгового объекта со столовой, превратилась в частную и используется как восточный базар, в очередной раз устанавливают факты забоя скота и пользования мусорными баками жителей для утилизации отходов.
Конечно, «после Бастрыкина» власти серьезно продвинулись в понимании проблемы Хилокского микрорайона. Теперь полиция признает, что здесь большое количество нестационарных объектов питания, в которых организуют деятельность трудовые мигранты. А «ввиду наличия конкуренции и отсутствия контроля со стороны уполномоченных органов между мигрантами происходят конфликты, разбирательства с применением физической силы».
Но власти пока не могут придумать, как заставить собственника земли вместо сараев из подручного материала поставить здесь торговый объект, предусмотренный зонированием участка. И пока не могут ответить на вопрос людей — как муниципальный участок без торгов отошел к частному лицу?
Сегодня Мурват Османов, согласно данным Росреестра, является собственником всех 26 соток. По договору аренды он сдает их в аренду ООО «Азиатские кухни», единственным учредителем которых является гражданин Узбекистана.
У предпринимателя Османова в Новосибирске немало объектов и репутация человека, умеющего добиваться своего. У него получается найти аргументы и для таких же, как он, предпринимателей, чтобы они за небольшую цену продавали ему офисную или складскую недвижимость, и для судов, которые по его заявлениям в разы снижают кадастровую стоимость его земельных участков.
Таких историй в его бизнес-портфолио есть несколько. Еще с одной, случившейся возле Хилокского микрорайона, должны сейчас разобраться новосибирские власти.
Вадим ШЕРСТОВ, специально для «Новой Сибири»
Фото newsib.net